Ко мне на консультации по вопросам развития речи часто попадают дети с так называемым «горловым» произношением звука Р. При этом родители пребывают в уверенности, что ребенок замечательно рычит! Приходится им объяснять, что норма для русского языка — это когда вибрирует кончик языка, поднятый за верхние зубы. Предлагаю им взять зеркало и понаблюдать, что делает язык, когда они сами произносят звук Р (конечно, при условии, что сами родители произносят звук Р правильно). Если семья не собирается жить во Франции, где «горловое» произнесение является нормой, стоит заняться исправлением произношения у ребенка.
Еще, по моим ощущениям, участились случаи, когда после занятий с логопедом родители начинают сомневаться, правильно ли ребенок произносит «поставленные» звуки. И часто выясняется, что ошибки действительно есть, а их продолжают закреплять на занятиях. Иногда неспециалисту сложно на слух понять, правильно или неправильно произносится звук. Поэтому имеет смысл консультироваться с разными специалистами.
Но сначала нужно разобраться, когда вообще можно требовать от ребенка правильного произнесения разных звуков.
Логопедический чек-лист
Все дети развиваются по-разному и общепринятых возрастных норм по произношению нет, но ориентироваться можно на такие средние значения.
3-4 года
Должно насторожить:
Ребенок к четырем годам пропускает или заменяет звуки К-Кь, Г-Гь, Х-Хь, Д-Дь, Т-Ть, В, Ф другими: гуси — дуси, вата — ата, дом — гом и т. п.
Постепенно не уходит смягчение простых звуков: дом-дём и т. п.
Ребенок произносит твердые звуки вместо мягких: тётя–[тота].
Допустимо: звуки С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ль, Л, Р, Рь либо смягчаются, либо заменяются на более простые: сок — сёк, шапка — сяпка, фапка; рыба- йиба, либа, ыба.
4-5 лет
Должно насторожить:
Ребенок в этом возрасте смягчает звуки С и З или заменяет их на другие: собака — сябака, табака.
Не произносит звук Ль: лимон — йимон.
Допустимо:
Р и Рь заменяет на Й, Ль или пропускает: рука — ука, йука, люка.
5-5,5 лет
Звуки С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р произносятся правильно.
Допустимы единичные ошибки, когда ребенок смешивает звуки в сложных словах и предложениях: С-Ш (Старушка сушит сушки), Л-Р (Карл у Клары украл кораллы, лаборатория).
Не являются физиологическими ни в каком возрасте такие особенности, которые логопеды называют искажениями: при произнесении С, З, Ш и других звуков язычок высовывается между зубами или отклоняется в сторону (слышится хлюпающий звук), звук Р произносится «горлышком» (на манер французского звука) и др. Такие нарушения сами, как правило, не проходят. Придется заниматься с логопедом.
Как проверить, правильно ли ребенок произносит звуки?
У логопедов существует множество приемов. А что могут сделать родители?
Родители могут тренировать свое ухо и прислушиваться к тому, как говорит малыш. Даже если взрослый неправильно произносит звук Р, он в состоянии услышать неверное произнесение ребенка.
Взрослые должны знать, какое положение должен занимать язык при правильном произнесении звуков. Если родители считают, что они произносят звуки правильно, можно проанализировать свое произнесение, рассмотреть в зеркало, что делают губы и язык. Или прочитать описание правильной артикуляции и сравнить.
Затем можно попросить ребенка медленно произнести интересующий нас звук в окружении гласных и внимательно смотреть ему в рот. А что там язык делает? Правильно ли язычок работает? Например, мы хотим проверить произношение звука Ш. Просим ребенка: спой медленно, как я! А-ША, А-ША. Такой прием поможет заглянуть ребенку в рот, даже если у него есть особенности прикуса, например, он очень плотно смыкает зубки.
Главное, чтобы взрослый знал, что при произнесении звука Ш язычок должен подниматься вверх, и смог увидеть это.
Правильная артикуляция основных «сложных» звуков (в упрощенном виде)
Взрослые, далекие от логопедии и фонетики (лингвистики), должны понимать, что есть буква С, но два звука — С и Сь (буква Р и звуки Р и Рь, буква Л и звуки Л и Ль). Произносятся твердые и мягкие звуки по-разному. Мягкие звуки, как правило, легче для ребенка. Поэтому он может правильно произносить звук Рь в словах «репка», «рисунок», но твердый звук Р при этом не получается. И научить ребенка произносить Р от Рь нельзя. Можно только все испортить. Чаще встречаются случаи, когда ребенок не может произносить оба варианта.
Звуки С и З: кончик языка опущен вниз и находится у основания нижних резцов, губы растянуты в легкой улыбке.
Основные нарушения (их намного больше, чем здесь описано):
кончик языка просовывается между передними зубами;
кончик языка поднят вверх или упирается в верхнюю часть нижних резцов (звук, похожий на Т);
кончик языка опущен вниз, но язык оттянут назад (слышится звук, похожий на Щ);
язык работает несимметрично (одна часть языка поднята, другая — опущена, слышится хлюпающий звук);
уголки нижней губы прижимаются к верхним зубам (звук похож на Ф: вместо «санки» — «фанки»).
Звуки Ш и Ж: широкий кончик языка поднят вверх (к альвеолам — площадочка за верхними зубами), губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
Основные нарушения:
кончик языка просовывается между передними зубами;
кончик языка опущен вниз, а язык оттянут вглубь рта (звук похож на Щ);
несимметричная работа языка (слышен хлюпающий звук);
уголки нижней губы прижимаются к верхним зубам (звук похож на Ф: шуба — фуба);
звуки Ш и Ж заменяются на более простые (шапка — сапка, сяпка).
Звук Л: кончик языка поднимается вверх и упирается в верхние резцы и альвеолы у их основания.
Основные нарушения:
звук Л может пропускаться (спала — спаа, лапа — аапа);
кончик языка просовывается между передними зубами;
звук Л заменяется на звук, похожий на английский W (лошадь — уошадь);
звук Л может заменяться на другие звуки (например, на В: лук — вук).
Звук Р: кончик языка слегка загибается, поднимается вверх к альвеолам и дрожит под напором выдыхаемого воздуха.
Основные нарушения:
звук Р отсутствует: рыба — ыба, робот — ообот;
«горловое» произнесение (дрожит мягкое нёбо или маленький язычок, похож на французский вариант);
звук Р заменяется на более простые звуки, которые существуют в русском языке (рука — лука, люка, йука, вука).
Важно!
Если выявлены нарушения звукопроизношения, устранить их стоит к началу школьного обучения. Иначе возможны разнообразные проблемы при изучении письменного русского языка в школе. Поэтому в 5 лет необходимо обязательно посетить логопеда с целью диагностики состояния звукопроизношения. Если родителей что-то беспокоит, это нужно сделать раньше.
Процесс исправления звукопроизношения не всегда происходит быстро. В зависимости от выраженности проблемы на это может уйти от полугода до года, в сложных случаях даже больше. Поэтому не стоит верить рекламе, в которой обещают «поставить» звуки за несколько занятий. Это действительно реально (в легких случаях). Но на то, чтобы ребенок свободно научился пользоваться сложным звуком в своей речи, потребуются усилия и время.