Речь — это самое точное, емкое и быстродействующее средство общения между людьми, в отличие от языка мимики и жестов. Устная речь оформляется у ребенка, начиная с 2 лет.
Общение со взрослыми — крайне важный этап развития ребенка и его познания окружающего мира.
В наше время средства массовой информации часто заменяют живое общение родителей с ребенком. Взрослые покупают обучающие аудиокниги, видеоуроки, но важно то, что никакая, даже очень хорошая, запись не заменит влияния речи родителя на развитие ребенка.
В течение первых шести лет (до поступления в школу) жизни дошкольник проходит три этапа становления речи. Эти этапы могут являться решающими в языковой, коммуникативной и других областях развития.
Первый этап развития речи называется довербальным. Это тот период, когда ребенок еще не говорит, не понимает, что ему говорят окружающие. Однако именно в этот период складываются условия, которые обеспечат полное овладение речью в будущем.
Во второй период малыш начинает понимать простые высказывания взрослых, произносить первые слова. Это этап возникновения речи.
Третий этап охватывает весь промежуток освоения речи до семи лет. В этот период ребенок учится самостоятельно строить словосочетания, соединять их в предложения, а затем в текст. Ребенок совершенствует свою речь для того, чтобы уметь максимально использовать ее с целью коммуникации. Это этап речевого общения.
Развитие можно изобразить линейно следующим образом: крики — гуление — лепет — слова — словосочетания — предложения — связный рассказ. При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:
крики — возникают самостоятельно — с рождения до 2-х месяцев;
гуление — стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым — с 2 до 5-7 месяцев;
лепет — его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);
слова — переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета — с 11-12 месяцев;
словосочетания — после усвоения двухсложных и трехсложных слов — с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;
предложения — конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «где? куда?», с 3 лет — «почему? когда?»
связный рассказ — появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках — с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет.
Если вы замечаете речевые нарушения, учитывая возрастную шкалу, следует обратиться к специалисту. Он может подсказать в связи с чем возникают некоторые нарушения.
Мы можем сформулировать общие советы для молодых родителей:
Говорить с ребенком нужно максимально просто и корректно. Малыш еще не может понять сложных речевых оборотов. К старшему дошкольному возрасту нужно усложнять формы построения речи, чтобы ребенок мог запоминать более сложные конструкции.
Нельзя задавать детям неуместные вопросы. Вопросы должны быть построены таким образом, чтобы ребенок сумел на них ответить. Даже вопрос «Как дела?», заданный ребенку, который пока ещё не говорит, не должен звучать. Родители должны следить в этом плане не только за собой, но и за теми, кто окружает ребенка.
Дети не умеют воспринимать подтекст. Они все принимают за чистую монету, поэтому при общении с ними стоит забыть о сарказме и переносном значении слов. Согласно исследованиям ученых из университета Калгари, дети начинают распознавать сарказм к 8-9 годам. В более раннем возрасте точность выполнения заданий была нулевой у всех участников.
Человек — существо социальное. Поэтому старайтесь расширять круг общения своего малыша. Для его речевого развития будет полезно общение с родственниками, сверстниками и др.
Необходимо забыть навсегда про слова-паразиты, при общении с малышом это недопустимо
Лингвистические игры
Не стоит забывать о том, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игровая. Именно в игре ребенок стремиться познать мир, примерить на себя роль взрослого. Именно в процессе игры ребенок максимально раскрепощается, стремится научиться тому, чего сам ещё не умеет делать. Игра — это не просто развлечение, это творческий труд ребенка. В процессе игры малыш познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь является необходимым компонентом общения, поэтому часто в игре раскрываются даже самые скованные дети. Как известно, игры девочек больше направлены на общение («дочки-матери», «в школу»), игры мальчиков более предметны (война, машинки). Писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку».
Активизировать речевое общение родителям поможет вовлечение в игру. Есть масса увлекательных речевых игр, которые помогают родителям развивать коммуникабельность ребенка, его умение выстраивать свою речь последовательно, развивать словарный запас. Причём в них можно играть не только дома, но и там, где есть время и возможность.
Игра «Чайнворд». Играющим необходимо выстроить ряд слов для перехода от одного к другому. При этом последующее слово должно начинаться на последние две буквы предыдущего. Если малышу пока сложно подобрать слово на две последние буквы, пусть подбирает на одну.
Например: улица — цапля — лягушка — камень — енот и т.д.Игра «Анаграммы». К ней родителям необходимо подготовиться заранее. Что такое анаграмма? Анаграмма — это литературный приём, состоящий в перестановке букв в одном слове. В этой игре загадываются два слова, причем в одном из них буквы переставлены таким образом, что получается другое слово.
Например:
Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но если ты прочтешь меня с конца —
Во мне увидеть можно что угодно.
В первой части загадки ребенок без труда угадает слово нос, а разгадка второго слова таится в перестановке букв. Читаем слово с конца — получается сон.
Также в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии» есть масса примеров игр для развития детской фантазии и речи. Приведем несколько примеров.
Красная Шапочка и вертолет. Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: «девочка», «лес», «цветы», «волк», «бабушка», плюс шестое слово, постороннее, например «вертолет».
Учителя или другие авторы эксперимента исследуют с помощью такой игры-упражнения способность детей реагировать на новый и по отношению к определенному ряду фактов неожиданный элемент, их умение использовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст.Техника «фантастических гипотез». Эта техника предельно проста. Она неизменно выражена в форме вопроса. Что было бы, если? Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать.
Пусть подлежащим будет «город Реджо-Эмилия», а сказуемым — «летать». Что было бы, если бы город Реджо-Эмилия начал летать?
Пусть подлежащим будет «Милан», а сказуемым «окружен морем». Что было бы, если бы Милан внезапно оказался посреди моря?
Двуязычие в семье
Жизнь стремительно несется вперед, и в современном мире владение человеком двумя и более языками не роскошь, а жизненная необходимость. Также не редкостью становятся двуязычные семьи, где супруги говорят на разных языках. Поэтому стала все чаще и чаще возникать проблема обучения ребенка двум языкам одновременно. Каких ошибок следует избегать, и каким правилам необходимо следовать? Об этом данная статья.
Первая ошибка родителей: общение с ребенком на неродном языке. При этом мы не стесняемся того, что вторым, неродным языком владеем, может быть, не в полном объеме. Ведь не стоит бояться грамматических ошибок — ребенок пока их не поймет, да и слова мы пока используем только самые простые. В этом случае малыш просто не сможет овладеть языком в полном объеме, на подсознательном уровне будет запоминать неправильно построенные предложения.
Ошибка номер два: смешение языков. Исследования подтвердили тот факт, что ребенок сможет в полном объеме овладеть всеми гранями языка, если он будет ассоциироваться у него с одним человеком. Например, мама говорит только на русском, а папа только на английском. Иначе у ребенка будут происходить так называемые «сбои», он не сможет овладеть ни тем, ни другим языком полностью.
Так как же избежать всех ошибок и помочь малышу овладеть двумя языками? Учить русский! Если ребенок сможет полностью овладеть родным языком, то трудностей при изучении иностранного, даже в самом юном возрасте не возникнет. Обучить малыша на высоком уровне родному языку мы сможем только при помощи специалиста. В этом родителям на помощь всегда придут образовательные центры с их интересными авторскими методиками, профессиональными преподавателями и индивидуальным подходом.
Больше полезных материалов для мам и пап о детском развитии — в нашем канале на