По данным Международной ассоциации дислексии, сегодня около 17-23% всего населения Земли страдают дислексией или ее отдельными симптомами. В России же по данным исследований, которые провел МГУ, это порядка 30% в общеобразовательных школах или 20% детей, если это гимназические школы. Рассказываем, что такео дислексия и почему, когда ребенок не может быстро научиться читать, следует показать его специалистам.
Что такое дислексия?
Дислексия — это не просто трудности, когда ребёнку сложно учиться читать. По определению профессора Александра Николаевича Корнева дислексия — это состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Это когда навык чтения формируется очень и очень длительно и, чаще всего, нормативно не развивается. Тут важно отметить, что дислексия часто бывает у детей с нормальным и даже высоким уровнем интеллекта и речевого развития. И для правильной установки диагноза важно убедиться, что ребенок не имеет нарушений слуха и зрения и ему создали оптимальные условия обучения.
Представьте, что вы с шести лет учите буквы и запомнили их годам к восьми, а к девяти-десяти годам вы научились читать по слогам. Все остальные дети в это время уже читают достаточно бегло — они успевают быстрее читать задания и писать контрольные. И только вы делаете все медленнее и не осваиваете то, что у других не требует больших усилий. Что вы почувствуете в этот момент? Если вы себе это хорошо представили, то вы представляете себе ребенка с дислексией, живущего в обиде, чувстве вины и недоумении, почему эти трудности его коснулись и отчего ему нужно прикладывать больше усилий, чтобы освоить то, что другим достается достаточно просто.
И, действительно, для таких детей обязательным дополнением к школьной программе является занятие с логопедом и с нейропсихологом, что требует организованности, больших энергетических ресурсов у ребенка и массу терпения у родителей. Это в принципе очень большая нагрузка на семью и на ребенка — и по времени, и по финансам, и по эмоциям.
Дислексия часто сопровождает другие проблемы
По данным той же Международной ассоциации дислексии, 10-20% людей, в том числе и детей, одновременно с дислексией страдают тревожными расстройствами. А от 2 до 14% людей с дислексией страдают от депрессии. Это связано с тем, что детство таких детей насыщено отрицательными эмоциями и негативными травмами. И, конечно, бесследно большие эмоциональные травмы не могут пройти. Соответственно, это вытекает в тревожные расстройства, в депрессивные расстройства. На приемах психологи часто видят подростков с дислексией, у которых подозревают депрессивные расстройства. Таких детей приходится отправлять на консультацию к психиатру, поскольку им уже нужна более глубокая профессиональная помощь.
В первую очередь, это связано с теми трудностями, с которыми сталкиваются дети. Чаще всего трудности, связанные с формированием навыка чтения, проявляются в школе, и все специалисты говорят — определить, что это дислексия можно только в конце второго класса, в возрасте около 9 лет. Мы даем время, ведь некоторым детям на формирование навыка чтения требуется больше времени. Соответственно, в дошкольном возрасте дислексии быть не может.
Если мы говорим о школьном возрасте, то главные признаки дислексии: ребенок читает медленно, переставляя местами слога или буквы. Ребенок не дочитывает до конца, он проглатывает, опускает или меняет окончания, не понимает прочитанного. Это основные трудности, на которые должны обратить внимание родители.
Как определить дислексию на раннем этапе
На что обратить внимание в дошкольном возрасте, когда мозг ребенка еще активно развивается и для получения результатов требуется гораздо меньше усилий? В группе риска дети, которые поздно заговорили. Те, у которых дефекты произношения сохраняются после 5-6 лет или уходят очень медленно, несмотря на длительные многочисленные занятия с логопедом. Дети не могут пересказать последовательно события дня или не могут, например, выучить и рассказать стихотворение. Также это дети, которые с трудом запоминают, например, названия цветов или деревьев. То есть, это дети, у которых есть те или иные речевые трудности.
Еще следует обратить внимание на пространственно-временные представления. Ребенок к школе должен освоить понятия времени — времена года, недели, время суток, месяцы. Это важно! Пространственные представления — это, в том числе, право-лево, которыми он тоже должен владеть. И это является не основной, но базой для школьного обучения.
Почему мы говорим, что важны пространство-временные представления? Чтение — это тоже пространство. Каждая буква идет за конкретной буквой на своем месте. Почему ребенок, когда читает, представляет буквы или слога местами? Потому что пространственные представления сформированы не до конца.
Очень важной составляющей успешного школьного обучения является моторное развитие — мы на него обязательно обращаем внимание. Насколько ребенок моторно ловок, насколько скоординирован в подвижных играх. В дошкольном детстве он должен уметь завязывать шнурки, пользоваться ножницами, собирать мозаику, правильно держать ложку. Ребёнок должен сидеть максимально долго, по 40 минут с короткими перерывами, прямо. Его мышцы должны выдерживать эту нагрузку и держать рабочую позу.
Как понять, что ребенок страдает дислексией, а не просто ленивый
Все психологи считают, что ребенок в дошкольном и в младшем школьном возрасте не умеет лениться — он очень хочет быть хорошим, он очень хочет быть успешным. Вся его жизнь в этом возрасте настроена на то, чтобы быть успешным, быть в ладу и с родителями, и с самим собой. Если ребенку не дается какой-то навык, вы видите, что ему сложно — мы априори считаем, что это не лень, и что ребенку требуется помощь специалиста.
Тут может быть два варианта. Либо ребенку действительно трудно и у него не получается, как бы он ни старался. Конечно, тут может быть второй мотивационный компонент, когда ребенку не очень хочется. Но это означает, что та мотивация, которая заложена природой, когда изначально все дети хотят быть хорошими и успешными, поломалась. И это уже вопрос к психологу — почему она поломалась и что нужно сделать, чтобы ее вернуть.
Мне очень нравится фраза психиатра, с которым я работаю, Екатерины Михайловны Наркевич: «Ребенок должен быть воспитуем и обучаем. Во всех остальных случаях мы обращаемся к специалистам». То есть если ребенок не может освоить какой-то навык, который ему положен по возрасту, не осваивает какие-то социальные навыки, агрессивен или вам кажется, что он ленится и у него нет мотивации — это означает только то, что нужно обратиться к специалисту.
Чтобы как можно больше родителей знали об этой проблеме и вовремя обращались за профессиональной помощью, Ассоциация родителей детей с дислексией проводит каждый год в октябре проводит Неделю осведомлённости о дислексии — привлечь внимание к трудностям в обучении детей и подростков с нейробиологическими особенностями, познакомить с проблемами дислексии, дисграфии и дискалькулии и найти эффективных способов их преодоления. В этом году она проходит при информационной поддержке Министерство Культуры РФ, а к участию были привлечены более 40 тысяч библиотек и тысячи культурных центров.
Больше информации можно узнать на сайте