Для работающих мам и пап продленка — спасение. Ребенок под присмотром взрослых, с ним делают уроки, да еще и чадо вместо планшета общается со сверстниками.
Прежде чем говорить о плюсах и минусах «продленки» или ГПД (группа продленного дня), хотелось бы дать четкое представление о том, что это вообще такое. По самому названию несложно догадаться, что «продленка» — это возможность оставаться в школе после уроков, то есть, не только во время учебного процесса, но и после него. Однако в правовых документах, в частности в законодательстве Российской Федерации, не существует термина, который мог бы описать понятие «группа продленного дня». Разве что в 2014-м продленку стали именовать «группой социально-педагогического развития».
Создавать ли продленку, решает руководство учебного заведения, а потому она есть не во всех школах.
Какие бывают продленки
Существует два типа групп.
Первый — продленка с дополнительным образованием. В этом случае с вашим чадом сделают домашние задания, придумают игры на сообразительность и смекалку, предложат почитать книжку, проследят, чтобы ребенок не пропустил кружки в стенах школы.
И второй тип — продленка, которую организуют как веселое времяпрепровождение для детей. Преподаватели лишь приглядывают за ребенком, контролируют дисциплину в группе и не имеют права указывать ему, что делать. Ну а дети играют друг с другом, бесятся с игрушками или носятся по школьным коридорам.
Плюсы продленки…
Как у медали есть две стороны, так и у продленки присутствуют свои «плюсы» и «минусы». Начнем с хорошего!
Возможность оставить ребенка под присмотром до вечера. Изначально «ГПД» и создавались для детей работающих родителей. На сегодняшний момент немногое изменилось в этом отношении. Возможно, сюда стоит добавить и категорию многодетных родителей.
Оптимизация семейного бюджета. Определяя ребенка в продленку, можно исключить траты на нянь и, возможно, даже репетиторов. Ребенка окружают опытные педагоги, которые помогут разобраться со сложной темой на уроке, предложат развивающие игры по возрасту.
Экономия времени на дорогу — при условии, что интересующий вашего ребенка кружок или секция находятся в стенах вашего учебного учреждения.
Общение со сверстниками. В школе у детей не всегда есть время на общение. Перемены короткие, а на уроках за болтовню можно и двойку схватить. На продленке же для знакомств с ровесниками созданы все условия. Для детей придумывают игры по командам, создание школьной стенгазеты. Предлагают общие проекты, как например, помощь приюту бездомных животных.
…и минусы
Невыполненное домашнее задание или выполненное с ошибками и неаккуратно. Этот неприятный момент подстерегает родителей, дети которых посещают группу второго типа.
Неграмотный разбор конфликтных ситуаций. При возникшем конфликте между детьми не каждый преподаватель будет разбираться в ней досконально. Скорее всего, детей отругают и разведут в разные углы. Таким образом ребенок не научится выходить из конфликтов.
Долгое пребывание детей в одном месте может быть утомительным.
Что чувствует сам ребенок?
Для всех детей, особенно младшего школьного возраста, важен режим дня. Если в первой половине дня ребенка хоть как-то организует определенная последовательность уроков, то во второй половине дня, если четкого плана занятий нет, может наступить полная дезорганизация. Это скажется и на дисциплине, и на успеваемости.
Нервная система ребенка из-за неравномерного распределения нагрузки может работать нестабильно, что может приводить к ухудшению самочувствия, частой смене настроения и даже к агрессии.
Не стоит забывать и о том, что любой кружок или секция, внеурочная работе — это тоже учеба. Когда ребенок после уроков, находясь в школе, посещает всевозможные кружки и секции, но при этом не имеет хотя бы часа свободного времени, то в таком режиме ребенок долго не протянет. Он быстро растратит свой запас энергии и начнет болеть. К любому делу следует подходить разумно. Особенно, если это касается детей.
Если в учебном заведении нет кружка или секции, который интересен именно вашему ребенку, и он вынужден заниматься неинтересным занятием, то это может привести к внутрисемейным конфликтам.
Поэтому, определяя ребенка в продленку, нужно как можно внимательнее прислушиваться к нему первую неделю. Нравится ли ему, что он делает, встретил ли новых друзей. Не поленитесь пообщаться и с другими родителями, так вы узнаете больше информации о преподавателях в группе и выслушаете уже сформировавшееся мнение.