Воспитание — это и обучение, и поощрение, и наказание, и контроль, и личный пример. Если исключить какой-то этап, то нарушится сам процесс. Кому тогда потом задавать вопрос, почему ребенок не вырос таким, каким вы хотели его видеть в будущем?
Наказывать нельзя помиловать
Психологи часто размышляют, где же в этом предложении поставить запятую. Мнения всегда расходятся.
«Наказывать нельзя» — вы слышали же такое? В массмедиа всегда можно найти красивую теорию, которая позволит ускользнуть от ответственности за воспитание, — рассуждает психолог. — Некоторые ссылаются на знаменитого американского психолога Берреса Скиннера: он писал, что только поощрением можно изменить поведение. Да, но он изучал голубей, а не людей».
Некоторые любят повторять: «Меня вообще не наказывали, и я вырос нормальным». Человек, который вырос в атмосфере вседозволенности, часто становится амбициозным, эгоистичным, но при этом одиноким.
Мало того, за вот этим «безнаказательным способом воспитания» нередко скрывается формальный контакт родителя с ребенком, то есть маме и папе по большому счету все равно, что с ребенком происходит и как он растет. Есть такие родители, любящие повторять: «Мы с сыном друзья». Удобная позиция: никаких нравоучений, опеки, нудного каждодневного объяснения, что такое хорошо, а что — плохо. Итог один — малыш чувствует себя одиноким и ненужным.
Эксперт считает: наказывать не только можно, но и нужно. Вопрос только в методах и способах.
Главные правила наказания
1. Наказание всегда должно быть в связке с поощрением, только одним наказанием или поощрением ничего нельзя добиться. Например, ваш ребенок прогуливает школу. Вы начинаете поощрять за присутствие на уроках. Чудесно! Ребенок станет посещать те уроки, которые ему даются легко. И если ваш ребенок не мазохист, то вряд ли ему придет в голову ходить на математику, на которой надо напрягаться, даже за поощрения.
2. Наказания работают тем лучше, чем реже они применяются. Иначе вырастите агрессивного и изворотливого демоненка.
3. Если сомневаетесь, наказывать или нет, то не надо ничего делать, так как вы не сможете тогда обосновать наказание. А это уже терроризм.
Способов наказать много:
порицание (дать негативный отклик на поведение ребенка, поругать);
лишение удовольствия;
заключение (поставить в угол) или вынужденное безделье — посадить в специальное кресло);
негативное сообщение в социум (прилюдно ругать малыша или пожаловаться на него);
штрафы — лишение чего-то важного;
уменьшение власти ребенка — теперь у него меньше свободы выбора;
добавление обязанностей;
физическое наказание (и необязательно сразу ремнем).
Не все допустимы. Некоторые психологи категорично против наказания добавлением работы, шлепков ремнем и т.д. Но каждый родитель наверняка и манипулировал подарками, в сердцах отвешивал маленькому сорванцу оплеуху, закрывал в комнате.
Наказываем по инструкции
Психолог уверена: наказывать малыша за определенный проступок нужно по определенной схеме. Ирина разработала алгоритм для родителей, которые хотят добиться от детей послушания, не впадая в крайности: одни только воспитательные беседы не помогут, а скандалы, угрозы и крики только усугубят ситуацию. Сразу оговоримся: на перевоспитание потребуется много сил, терпения и времени. Эффект вы заметите только через три месяца.
Шаг 1. Четко определите, от какой дурной привычки должен избавиться малыш. Например, ваше желание — чтобы ребенок перестал прогуливать школу, ходил на все уроки. Не прогуливать школу — это отсутствие поведения. А вот ходить на все уроки — это уже новое желательное поведение.
Обязательно поговорите с малышом без криков и обвинений. Вы должны понять причину скверного поведения ребенка. Возможно, в школе малыш чувствует себя белой вороной, его обижают и унижают одноклассники. Получается, ему нужна помощь, а вы его еще и наказать хотите за прогулы. Во всем нужен вдумчивый и внимательный подход.
Шаг 2. Создайте «наказательное меню» и «поощрительное меню». Каждое должно состоять из 20 пунктов. Каких? Решать только родителям. Никто, кроме вас не знает, о чем мечтают ваши дети. Допустим, дочка отказывается ходить в хореографическую студию. В качестве наказания вы лишаете ребенка прогулки с подругой, при этом тут же придумываете поощрение — поход в зоопарк, но после танцевального урока. Учтите, что наказания и поощрения не должны быть одинаковыми. Например, если в наказаниях вы пишете «лишить пирожного», то «дать пирожное» в поощрения не пойдет. Помните, что просто лишение удовольствия — это часто слабое наказание, ребенок только обидится. После наказания и исправления поведения непременно должно быть прощение.
Обязательно хвалите и поддерживайте малыша, если видите, что он серьезно старается исправиться. Иногда нужны и осуждение, и строгость. Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности ребенка. У детей раннего возраста внимание не так развито, как у старших. Малыши могут заиграться и забыть о данных обещаниях. За это нельзя наказывать, нужно быть терпеливыми и чуткими.
Реакция ребенка на любое наказание непредсказуема. Некоторые дети, постояв в углу, будут уверены, что тем самым искупили свою вину. Другие замыкаются в себе, у третьих появляется агрессия. Для кого-то достаточно строгого отцовского замечания или поучительного рассказа из собственной жизни, чтобы навсегда изменить поведение. Выбрать способ наказания придется самостоятельно.
За один раз можно наказывать только за один конкретный проступок и делать это нужно сразу. Ребенок должен понимать, что от него хотят и как он должен измениться.
Шаг 3. Исполняйте обещания: раз есть уговор, его нужно выполнять всем сторонам. Проштрафился — получаешь свое наказание, как бы у мамы сердце кровью ни обливалось. Отличился в лучшую сторону — поощрение. И так каждый раз. А вот ситуаций, когда папа наказывает, а мама защищает, быть не должно.
Шаг 4. Выводы. Обязательно спросите ребенка: «Как ты теперь поступишь в определенной ситуации?» Малыш должен уяснить для себя, что все эти воспитательные мучения были не зря. И что ему самому теперь действительно лучше. За правильные выводы похвалите ребенка. За искренность — вдвойне, ведь он должен действительно понять свою выгоду, а не просто сказать то, что вы от него ждете.
Никогда нельзя начинать поучительный разговор, когда вы раздражены. Воспитатель должен быть терпелив, строг и нежен. Чувствуете, что впадаете в ярость и перегибаете палку — обратитесь к психотерапевту.
Другое мнение
«Я придерживаюсь теории о том, что детей вообще нельзя наказывать. Категорически против физических методов: шлепки ремнем, стояние в углах, лишение любимых забав. Всегда можно договориться с малышом. Перед тем, как устроить скандал, проанализируйте, почему ваш ребенок совершил тот или иной поступок. Для меня есть некоторые табу при наказании. Никогда нельзя ругать за плохие отметки, за выбор друзей, за плохой аппетит, проявление эмоций, которые взрослому нелегко контролировать, за внешность. Любите детей такими, какие они есть. Чтобы ребенок исправился, необходимо терпение и время. Каждый день монотонно, без упреков и криков говорите сыну или дочке о том, что он должен убирать кровать. Можно оставлять записочки-напоминалки. Увидите, через месяц ваше требование будет выполнено».