Одаренные дети всегда привлекают к себе внимание: о них снимают телевизионные передачи, пишут газетные статьи. И можно подумать, что вундеркиндов становится все больше. Но это не так, просто с развитием технологий о них легче узнать и рассказать большой аудитории.
В каждом поколении количество талантливых, не по годам развитых детей всегда примерно одинаковое. Для сравнения можно привести такой пример: если бы «распределение» было равномерным, то в классе один ребенок отличался бы выдающимися способностями. «В классе обычно треть учеников учится очень хорошо, — объясняет психолог Жанна Сиод-Факшен, — вторая треть состоит из детей, испытывающих трудности, а еще одна треть серьезно не успевает с обучением». Чтобы помочь одаренному ребенку ощутить свое отличие как преимущество, важно, чтобы окружающие их понимали и поддерживали.
Быть одаренным или не по годам развитым ребенком — это особенность, которую мы сразу представляем себе как шанс, подарок судьбы. Но это также может быть синонимом трудностей. Одаренным детям иногда приходится сталкиваться с проблемами как в социальном, так и в психологическом плане. Поэтому родителям стоит присмотреться к своему чаду: незаурядную личность можно рассмотреть в ребенке уже в раннем детстве. Как это сделать?
Они другие: это не только уровень IQ
Говорить о том, что одаренный ребенок отличается от среднестатистического только тем, что уровень его IQ выше 130, — это большое заблуждение. Коэффициент интеллекта — не показатель личности. Понятие одаренности включает в себя и интеллектуальный потенциал, и психологические характеристики, и многое другое.
Неординарный ребенок действительно отличается способностями интеллекта, но это разница качественная, а не количественная, считает Жанна Сиод-Факшен. Например, научно доказано, что вундеркинд особым образом «использует» правое полушарие головного мозга (в то время как большинство людей «задействует» левое), это дает ему интеллект более «интуитивный», чем логический. Также известно, что в правом полушарии информация обрабатывается быстрее, потому что она перераспределяется во всех структурах мозга, что приводит к настоящей гиперактивности нейронов.
Можно еще добавить, что у вундеркиндов очень эффективно сенсорное восприятие информации: то есть у него лучше, шире зрение, слух позволяет ему слышать и воспринимать информацию из нескольких разговоров одновременно, и он обладает сверхчувствительным обонянием.
Тонкая натура
Если говорить об эмоциональной сфере, то одаренный ребенок наделен повышенной чувствительностью, обостренным восприятием окружающего мира, он испытывает более сильные эмоции по любому поводу: будь то любовь, гнев или страх.
У него сильно развита эмпатия (способность сопереживать, понимая эмоции других) и чувство справедливости. Его возмущает любое проявление несправедливости, поэтому он всегда ищет смысл, правду и истину. Несоответствие его идеалам, в том числе среди близкого окружения, может привести к болезненному разочарованию. Умный, чуткий, творческий и ясновидящий: у одаренного ребенка, несмотря на трудности, есть все шансы добиться успеха.
Признаки, которые можно увидеть у малыша в раннем детстве
Родители рано могут заметить, что их ребенок наделен незаурядными способностями. Но с выводами торопиться не стоит: одного признака из этого списка недостаточно, характеристику может дать только специалист. Однако верно и то, что необязательно одаренный ребенок будет соответствовать всем перечисленным пунктам.
ребенок растет любознательным, обладает наблюдательностью и внимательностью;
начинает говорить очень рано, а если поздно — то сразу правильно;
у него большой словарный запас, который постоянно пополняется;
он мало спит, ему достаточно всего нескольких часов ночного сна;
малыш, только научившийся говорить, начинает задавать много вопросов, в том числе интересуется такими философскими понятиями, как жизнь, смерть, мир и т.д.;
ребенок рано проявляет интерес к учебе, в раннем возрасте хочет научиться читать и писать (самостоятельно или с помощью взрослых).
Если вы считаете, что ваш малыш опережает общепринятые нормы развития, он отличается неординарностью, то рекомендуется обратиться к психологу для его полного обследования. Ни при каких обстоятельствах эта оценка не предназначена для того, чтобы навесить на ребенка ярлык. Нет! Консультация специалиста нужна для того, чтобы помочь ребенку и его родителям лучше понять трудности, с которыми они могут столкнуться (дислексия, гиперактивность и т. д.), и определить, какие навыки и ресурсы у него ведущие, на что делать акцент. Это поможет ему сформировать уверенность в своих силах.
Одаренным детям, как никому другому, важна поддержка близких. Так они учатся жить со своим отличием и развивать его. Те, у кого это получилось наилучшим образом, говорят о том, как важно знать, что тебя понимают близкие люди и принимают в социуме.