Обо всех преимуществах и особенностях обучения детей театральному искусству нам рассказал художественный руководитель ДМТЮА (Детского музыкального театра юного актера), заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ Александр Федоров.
— Как возникла идея создания Детского музыкального театра юного актера?
— Идея родилась давно. Наверно, истоки желания работы с детьми нужно искать в моем детстве. Так получилось, что маленьким я много времени провел на больничной койке. И вот там с нами занималась женщина, по-видимому, педагог. Ее направили в больницу работать с ребятами, которые по два-три месяца не могли посещать школу.
Она занималась с нами учебной программой, но кроме этого, читала нам книги, рассказывала истории, стихи, пела песни. Наверное, оттуда такое уважение к детям передалось и мне. И я понял на каком-то подсознательном уровне, что это очень важно и нужно. Ведь нас называли не «детишки», а «дети», относились к нам с большим уважением и вниманием.
Перед тем, как театр навсегда стал частью моей жизни, я хотел работать учителем литературы. Это было моей детской мечтой. Что, наверно, сродни профессии режиссера. Во многом это родственные профессии.
Ну, а если говорить, почему именно детский театр, то это судьба. Потому что никуда от судьбы не уйдешь и что тебе написано на роду — то и получаешь. Я ведь несколько раз хотел уйти из театра, которым я руковожу. Хотелось делать, как сейчас говорят, «нетленку» — крупные спектакли со взрослыми актерами. Ведь не обо всем с детьми можно говорить в театре и не все темы поднимать.
Но один очень умный человек, мой большой друг Сергей Казарновский как-то сказал: «Знаешь, какая штука? Людей, которые успешно занимаются со взрослыми актерами, очень много. А вот тех, кто понимают язык детей и, самое главное, кого дети понимают, — их невероятно мало. Так что не занимайся ерундой, иди к детям и работай с ними».
Я воспринял это, как наказ моего старшего товарища. И вот до сих пор занимаюсь с детьми.
— В каком возрасте ребенку стоит пойти на обучение театральному мастерству?
— Это очень индивидуальная история. Но я могу сказать, что театральное воспитание ребенка должно начинаться с самого раннего детства. И первыми режиссерами должны быть родители, бабушки и дедушки.
В 3 годика я купил своей дочери куклы на пальчики, с помощью которых мы могли создавать наш домашний кукольный театр.
Сначала я показывал спектакли со своей мамой, а потом и сама Маша стала участвовать.
А вот ходить в театры нужно с 4-5 лет. И при этом быть очень осторожными — выбирать спектакли по возрасту. Первые спектакли для детей — это сказки, и не очень долгие. У нас в театре мы все время «воюем» с родителями, которые приводят 5-летних «очень развитых», по их словам, детей на спектакль с возрастным ограничением 12+.
Для них это слишком длинные спектакли, где могут быть сцены, которые способны не просто напугать ребенка, но и навсегда отбить его желание посещать театр. Нужно быть в этом очень осторожными. Поэтому повторяю, что самое первое начальное воспитание ребенка — это домашний театр. Это всегда интересно и ребенку и родителю. И развивает это не только ребенка, но и взрослых. Они тоже начинают творчески думать, творчески жить, а потому это полезно вдвойне.
— Какими качествами должен обладать ребенок, который хочет играть в театре?
— Фантазией. Ребенок должен любить фантазировать. Он должен быть активным, общительным. Знаете, есть такое желание «встать на табуретку и рассказать стих». Если ребенок любит поработать на публику, значит, в нем есть «актерское начало». Если он фантазер, с интересом работает со своими игрушками. Не просто крутит, вертит и ломает, а разговаривает с ними. Если для него кукла — это партнер, что-то живое, какое-то существо, с которым он общается, значит, в ребенке есть то самое «актерское начало».
Но, вместе с тем, театр оказывает очень серьезное благотворное влияние на так называемых «зажатых» детей, которые не любят общаться со сверстниками или вообще с людьми.
Когда такой ребенок попадает в хороший театральный коллектив с умными педагогами и режиссерами, то театр благотворно действует на такого ребенка. Он привыкает к коллективу, к коллективному творчеству, к тому, что его слушают и слышат. Это очень важно. Не только, чтобы ребенок слышал и слушал взрослого, своих партнеров, но и чтобы слушали и слышали и его.
— Стоит ли приводить ребенка на обучение театральному искусству, если он не хочет — боится, стесняется?
— Конечно, стоит! Если ребенок не хочет играть в театр, не хочет общаться с коллективом — это не очень верно. Ребенок должен быть социализирован. И здесь родители должны в какой-то момент настоять. Хотя, в приказном порядке делать ничего нельзя. Нужно, конечно, попытаться сделать все тонко и с любовью.
С другой стороны, существует иная природа творчества. Если ребенок, например, художник, то ему не так важно общение в момент творчества. Ему важен предмет творчества: холст, бумага, карандаши и краски. Для него важно общение с этими предметами. И это совершенно иная область творчества. То же самое касается исполнительского искусства, хоть здесь, конечно важен и зритель. Когда ты вместе с инструментом — ты для кого-то играешь, и кто-то тебя слушает. Это сродни актерству. А вот, например, сочинительство — это сродни художнику.
Мне в момент творчества не нужны люди. И ребенку в такой момент творчества люди не нужны. Ему важны атмосфера, фантазия, образы, которые возникают в его голове. Эти образы рождаются от комфортной и интересной жизни в его семье, от того, что окружает его. Окружают ли его книги, истории, хорошие фильмы, хорошие мультфильмы, важные и теплые разговоры с его родными людьми. Тогда для маленького художника или писателя наступает момент творчества, и в этот момент ему не нужны люди вокруг него.
И то, что в его душе идет в первую очередь от семьи, от его повседневной жизни, от интересности этой жизни. Чем она более интересна этому ребенку, тем интереснее его творчество. Поэтому заставлять таких детей через силу идти в театральный кружок или в театральную студию, чтобы они через силу там чем-то занимались, наверное, не стоит. Хотя и социализировать ребенка тоже очень важно.
- Как меняется ребенок после того, как он начинает учиться театральному мастерству?
— Очень сильно меняется! Ребенок привыкает к общению, а это самое главное. Особенно сегодня, когда дети все больше общаются с гаджетами. Это, к сожалению, заменяет живое, творческое общение, заменяет живую фантазию.
Когда ребенок с удовольствием начинает посещать театральную студию или театральный кружок, то он поневоле проникается самым главным для театра — общением. Театр — это искусство живого общения. Общения с партнером, с материалом, со зрителем и режиссером. Ребенок становится более общительным, соответственно, более свободным.
В театре ребенок начинает видеть второй план, то что скрыто за словом, понимает, какие мысли за этим словом стоят. Это, конечно, расширяет психику, делает ее богаче и интереснее. Это учит ребенка видеть не плоско, а объемно. В этом плане сложно преуменьшить полезность театра.
— Может ли обучение театральному мастерству повлиять на дальнейшую жизнь ребенка, его самореализацию?
— Работа в театральном коллективе меняет жизнь ребенка не только внутри театрального коллектива, но, самое главное, вне него. Огромный опыт работы с детьми в театре позволяет мне с уверенностью сказать, что дети, которые успешно занимаются в театре — не просто успешны в школе, но становятся творческими центрами в школе. Я имею в виду именно хорошие школы с хорошими учителями.
Эти дети начинаю заниматься художественной самодеятельностью, они организовывают классные вечера, активно участвуют в школьной жизни. Вообще, театр очень развивает творческую жизнь ребенка и вне театра. И главное, то самое искусство общения, о котором я говорил ранее, облегчает ребенку в дальнейшем вход в любой новый коллектив, умение интересно объяснить просьбу, интересно поставить задачу. Опять же, это неплоскосное виденье.
Театр — это всегда умение услышать, увидеть и узнать персонажа, чем он есть на самом деле, чем он виден на первый взгляд. Такие люди часто становятся руководителями коллективов, им легче работать в коллективе, легче увлечь своих будущих коллег и партнеров. Могу с уверенность говорить об этом, глядя на выпускников нашей театральной школы.
— Если родители не хотят, чтобы ребенок связывал свою жизнь со сценой, стоит ли приводить его на обучение для общего развития?
— Я уверен, что не должно быть конфликтов интересов между родителями и ребенком. Как я могу советовать некой семье, если она не хочет, чтобы ребенок занимался театром, чтобы она вела ребенка именно в театр. Это внутреннее дело семьи. Все зависит от ребенка, от степени его развития и степени его увлеченности, фантазийности, общительности и необходимости играть в театре. Играть в такую игру, которая называется театром.
Конечно, театральные занятия для ребенка должны быть в первую очередь некой игрой, фантазией, переменой предлагаемых обстоятельств, умением меняться в зависимости от предлагаемых обстоятельств. Но если родители не хотят, как можно настаивать? Это, в первую очередь, внутренне дело семьи.
— Вы разработали уникальную методику театрального воспитания юных актеров. В чем состоит особенность методики?
— Если честно, то самая главная особенность методики — не считать детей «детками». Нужно относиться к ним очень серьезно, как к личностям, у каждой из которых есть свои особенности. Главный секрет в уважении. Нельзя относиться к ребенку, как к какому-то недоразвитому человеку или недоразвитому взрослому. У нас, к сожалению, присутствует такое мнение, что ребенок — это некий недоразвитый взрослый. Вот подрастет, тогда другое дело. Но это совершенно неправильная позиция.
Ребенок — это важная и серьезная личность. И относиться к нему нужно именно так. Поэтому занятия у меня в театре строятся очень серьезно. Мы серьезно занимаемся понятием, что такое конфликт, что такое событие, что такое предлагаемое обстоятельство — совершенно профессиональные театральные понятия. Но, в то же время, наверно самый главный секрет, это сочетание вот такого серьезного подхода и игры.
Я должен открывать какие-то вещи вместе с ними. Сам должен стать на некоторое время ребенком в плане отношения к миру, к чему-то новому. Каждый момент того, чем мы занимаемся — мне интересен, так же, как и ребенку.
Если я смогу возбудить в себе такой интерес, значит и ребенку будет интересно. Нужно настроить себя на открытие. На такое же открытие, на которое настроен ребенок.
И еще кое-что. Нет ничего закрепленного в занятиях, в методиках. Сегодня это одни дети, а завтра другие. Поколения меняются очень быстро, и нужно быстро уметь «пристраиваться» к тем или иным детям. Желание и интерес пристроиться к каждому новому ребенку — это секрет нашего успеха. Дети просто мне верят.
— Какие перспективы есть у учеников вашего театра в потенциальной актерской карьере?
— Одна из перспектив — ребята успешно поступают в театральные вузы. Потому что они научены и понимают, что такое театр. Поэтому многие мастера театральных курсов с удовольствием берут выпускников театра именно потому, что ребята знают, что такое театральная дисциплина и театральное общение. И наши выпускники часто становятся центрами курса. Это было не раз, и продолжается до сих пор.
Выпускники нашего театра становятся очень знаковыми студентами на тех или иных курсах. Так было и на курсе МХАТа, которым руководил Кирилл Серебренников, куда поступило сразу восемь наших выпускников. Тогда они стали основой своего курса, а впоследствии, работали и продолжают работать в Гоголь-центре.
Также было на курсе Нины Дворжецкой, куда поступили две наших девочки, и они заняли очень серьезное место на это курсе, став его лидерами.
Ученики нашего театра могут успешнее других поступать в театральные вузы. Что же касается дальнейшего их пути, то они сталкиваются с коллегами и даже с соперниками, и тут уже все зависит от силы характера, от судьбы, от случая и от индивидуальных особенностей курса. От их взросления, в конце концов. Одно дело, когда они заканчивают театр. Им 17-18 лет. Другое дело, когда они приходят во взрослую учебную жизнь, и выходят из нее, когда им 21-22 года. Поэтому, конечно, там уже важен Его Величество случай.
— Что бы вы посоветовали родителям, желающим привести ребенка на обучение в детский театр?
— Вы должны увидеть, что ваш ребенок склонен к фантазии, к общению, он хочет этого общения. Если он, как я уже говорил, работает в режиме диалога со своими куклами, с игрушками. Это значит, что он сам выстраивает диалог, а не монолог. Он выстраивает какие-то сцены, придумывает какие-то сценарии с участием своего партнера — своей любимой игрушки. Тогда вы понимаете, что ребенка можно отдать в театр.
Театр поможет ему взрастить и преумножить то, что в нем заложено. Или наоборот, если вы понимаете, что ребенку нужна социализация, он замкнут в себе и ему нужен из этого выход. Здесь театр может сыграть именно лечебную роль. Попробуйте тогда поместить ребенка в театральную среду, и посмотрите, поможет ли это ему.