В нашей рубрике «Задай вопрос эксперту» наша читательница Ксения спрашивает:
«По беременности мне приходится ходить к терапевту в нашей женской консультации. Но по сути я на ее приемах только время теряю. Врач делает все те же назначения, что и гинеколог, но ничего не разъясняет. Давление послушает и хватит — свободна.
На днях сдала анализ крови, у меня оказалась легкая степень анемии. Врач прописала мне препарат железа, а я где-то слышала, что железо с некоторыми продуктами плохо усваивается. Терапевт ничего про это не сказала, поэтому я решила спросить сама. И вот что получила в ответ: «Список продуктов ищите в Интернете».
Спрашивается, зачем ходить к такому врачу, если можно лечиться по Интернету?
А еще я устала от того, что мой терапевт постоянно задерживает приемы. Подолгу сидеть с беременным пузом в коридорах больницы — так себе удовольствие. Последний прием она задержала на полчаса. А потом во время приема вышла из кабинета на 20 минут. Просто встала и ушла — ни объяснений, ни извинений.
Дальше больше. Вести прием она почему-то решила при открытой двери. Только представьте: в коридоре сидят люди, а я должна рассказывать о своих женских проблемах. Когда я попыталась сама закрыть дверь, терапевт рявкнула, что дверь должна быть открытой — она ждет заведующую. Хорошо хоть, не гинекологом работает, а то бы, наверное, и осматривала при всех.
От такого обращения я едва не расплакалась прямо на приеме. Чтобы сдержать слезы, уткнулась в телефон. А она мне:
«Уберите телефон, когда я с вами разговариваю!»
Когда я вышла из кабинета, просто разревелась. Давно я не терпела такое хамское отношение и унижение. Больше к этому врачу не пойду. Скажите, можно ли сменить участкового терапевта? Или придется идти в платную клинику?»
— В соответствии с действующим законодательством, первичную медико-санитарную помощь гражданам оказывают по территориально-участковому принципу (п. 12 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н). Это значит, что пациентов, которые прикрепляются к поликлинике, распределяют по участкам. За каждым участком закреплен определенный врач.
В тоже время ст. 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено право гражданина на выбор медорганизации по ОМС и на выбор врача: терапевта, педиатра, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.
Чтобы сменить врача в поликлинике, нужно подать соответствующее заявление на имя руководителя. Это можно делать не чаще 1 раза в год. Исключение: изменение места жительства и места пребывания.
Заявление составляют в письменной форме и указывают причины замены лечащего врача (п. 2 Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 407н). Заявление должны рассмотреть в течение 3 рабочих дней со дня его получения. После заявителю сообщат о принятом решении. Однако пациенту могут отказать, если специалист, которого он выбрал, перегружен.
Аналогичным образом обстоят дела и с выбором поликлиники. Бесплатно в любую медорганизацию можно обращаться лишь в экстренных случаях, когда есть угроза жизни. Первичную медико-санитарную помощь граждане получают в поликлинике, к которой они прикреплены.
Медорганизацию можно сменить не чаще 1 раза в год. Для этого гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранное им медучреждение с письменным заявлением. В заявлении нужно указать ФИО, пол, дату рождения, гражданство, место и дату регистрации и контакты.