Многие дети, уже в школе, читают книги только по принуждению. А, может быть, чтение книг не для учения, а для себя, действительно, не так уж и нужно в наше время телевидения и интернета?
В чем фишка
Действительно, сегодня есть родители, которые искренне не понимают, зачем современному человеку читать для удовольствия. Наш мир стал весьма утилитарен и практичен, и для многих «уметь читать» достаточно, а «любить читать» — необязательно. Сегодня ведь полно и других удовольствий, кроме книг.
Зачем читать? А вот зачем:
Читая, человек строит, создает свой индивидуальный мир, из суеты действительности возвращаясь в него, то есть — к себе. Человек читающий чувствует, размышляет, с его внутренним миром что-то происходит. Ничто так, как чтение не развивает воображение и интеллект.
Малыш читает буквы или слушает мамин голос, читающий сказку, а представляет образы, которые создает сам, с помощью своего воображения. Он не просто пассивно слушает, он работает. Слушание — это процесс активный, созидательный, творческий. В отличие от просмотра мультфильма, например, во время просмотра которого ребенок не прикладывает никаких усилий, просто получая уже готовый, придуманный кем-то другим, образ. И, в то же время, слушание чтения вслух процесс достаточно утомительный, сразу это умение не придет, ему нужно учиться постепенно, с раннего детства.
Откройте книгу!
Для развития человека очень важно уже то, что ему читают в детстве родители. Все зависит от семьи, ведь, если там читают взрослые, то и дети будут читать, а, если не читают… Частенько к психологам приходят родители и жалуются, что их дети не читают, а те спрашивают, видел ли малыш маму или папу когда-нибудь с книжками? «Ну… — отвечают родители, — А, когда мне читать?» Согласитесь, трудно привить культуру чтения там, где ее не было и нет. Следовательно, надо начинать с себя, брать в руки интересную книгу и читать.
Главное — удовольствие
Во-вторых, необходимо составить индивидуальную траекторию чтения ребенка. Для этого можно посоветовать родителям прочитать соответствующие книги. Прекрасно подойдет, например, книга французского учителя и писателя Даниэля Пинака «Как роман», где собран позитивный и негативный опыт приучения детей к чтению. И, хотя, в ней речь больше идет об уже умеющих читать детях, она будет полезна и родителям малышей, поскольку является своеобразной общей стратегией, как подружить ребенка с книжкой. В книге речь идет о многих важных вещах. О том, например, как сделать так, чтобы чтение не становилось насилием, а оставалось удовольствием. Ведь, порой, родители в стремление вырастить из крохи высокообразованного человека, начинают его прессинговать и торговаться: ты прочитай мне эту строчку, а я тебе потом почитаю вслух. Или: «Мы с тобой должны сегодня ОБЯЗАТЕЛЬНО две странички пройти». Но кому это обязательно? Такой подход к одному из самых больших удовольствий в жизни человека разумного не уместен. Чтение должно быть исключительно удовольствием, плюс, может стать совместным семейным досугом. Тогда и учебная литература, время которой придет попозже, не будет в тягость.
Даже, если в детской книжке есть только рисунки и нет текста, это не значит, что ее надо дать листать малышу и оставить его одного. Рассматривать вместе, это то же самое, что читать, и начинать можно с этого. Такой подход может стать и формой ненавязчивого обучения: «А найди-ка, сколько здесь кисок. А посчитай-ка их!». Затем, если на картинке много людей и предметов, крохе будет интересно следить за их изменениями от страницы к странице. Главное не переусердствовать, чтение должно остаться удовольствием.
Чтение вслух — это общение
Общение — одна из самых важных и нужных вещей, возникающих в процессе чтения книг взрослыми детям. Во время чтения малыш получает удовольствие уже от того, что мама или папа рядом, занимаются с ним, и этот процесс, таким образом, закрепляется, как нечто, несущее удовольствие. А уж, когда всей дружной семьей сидят и слушают, как кто-то читает, еще лучше! К тому же, чтение детям это одна из немногих ситуаций, когда взрослый целиком принадлежит ребенку. Ведь, общаясь с малышом, мы часто делаем одновременно еще какие-то дела. Ловили себя на том, что мы моем посуду, или готовим, одновременно умудряясь общаться или даже играть с ребенком? Или разговариваем с ним, отвечаем на его вопросы, посылая в это время эсэмески или поглядывая в телевизор? И это в порядке вещей — у нас же все время нет времени! Но, когда мы читаем, от «полного погружения» в общение с ребенком не уйти.
Во время чтения мы только читаем, потому что больше ничего делать-то и невозможно. Так происходит полный контакт с ребенком. Во всех других способах общения есть лазейки, здесь нет. И это хорошо!
В книжке, как в жизни
Чтение несет еще и психотерапевтический эффект. Есть немало детских книг, описывающих различные житейские ситуации, создающие их модели. Например, книга «Веста Линнея и ее капризная мама» Туве Аппельгрен, история про девочку, которая ссорится с мамой. Почитайте эту книгу ребенку возраста героини, и понаблюдайте за его реакцией. Даже самые сказочные сюжеты книг способны подсказать и взрослым, и детям выход из жизненных ситуаций.
Или описания самых реальных историй и примеры героев. Например, о том, как маленький герой справляется с ночными кошмарами. Ребенок ассоциирует себя с ним и учится тому же, одновременно понимая, что он не один такой и с этим можно справиться. Книжка, таким образом, выступает в роли терапевта, проводника к выходу из ситуации, по крайней мере, выявляя ее.
Кстати, именно психотерапевтический, успокоительный эффект чтения заставляет детей просить читать им по много раз одно и то же. Им очень нравится, что они знают, что будет дальше. Знакомая книжка дает малышам чувство надежности мира, даже ощущение некой власти над обстоятельствами, уверенности в своих силах. Чем чаще мы читаем ему одно и тоже, тем более ребенок чувствует себя сильным и ощущает мир вокруг стабильным. А это весьма важный психологический фактор для дальнейшего развития. И попробуй родитель ошибись! Тебя тут же поправят. Поэтому читайте, повторяйте, пока внимательным слушателям не надоест. Этим тоже чтение закладывает важный психологический ресурс на будущее.
Больше полезных материалов о детском развитии — в нашем канале на