Говорить с детьми непросто, а с подростками в поисках своей идентичности и независимости от взрослых общаться в три раза труднее. Пока родители считают, что дети намеренно не слушают их мудрые советы, игнорируют просьбы и саботируют любые попытки приблизиться, подростки уверены, что родители просто не могут понять их проблем.
Чтобы разорвать этот порочный круг и начать конструктивный диалог, достаточно научиться правильно задавать вопросы. Подробнее об инструментах искусного диалога с любым собеседником рассказывают Светлана Иконникова и Нина Зверева в книге
1. Если подросток «взрывается» при попытке контакта
Ситуация: Вы дома в приподнятом настроении, видите в коридоре идущего на кухню ребенка и хотите переброситься с ним парой слов. Легко шутите: «Скоро всю колбасу съешь…» Подросток встречает ваши слова тяжелым молчанием и возвращается в комнату, громко хлопнув дверью. И тут вы вспоминаете, что ваш малыш уже давно не малыш, а человек с гормональной бурей внутри.
Как правильно вести разговор?
Взвешивать каждое слово, чтобы не спровоцировать обиду на ровном месте.
Следить за тоном: подростки не воспринимают нравоучения и покровительственный тон.
Использовать безопасные темы для начала разговора. Можно поделиться услышанной новостью и спросить, что ребенок думает по этому поводу. Можно прокомментировать погоду за окном — пожаловаться любят все. Или обсудить событие, свидетелями которого вы стали вместе: соседский ремонт, радуга за окном, отключение горячей воды.
Ни к чему не обязывающая беседа может быстро закончиться и оставить приятное послевкусие, а может перерасти в глубокий разговор, о котором вы еще долго будете вспоминать с теплом.
2. Когда нужно обсудить с подростком то, что ему не понравится
Ситуация: Ребенок то и дело не соблюдает комендантский час, резок в разговорах, а оценки стали явно хуже. Да еще один из друзей сына недавно попался вам с сигаретой. Ничего критичного, но вы чувствуете необходимость обсудить положение дел. Пытаетесь начать разговор и быстро выходите из себя, натолкнувшись на стену игнора или водопад дерзостей.
Как правильно вести разговор?
Не воспринимать слова ребенка на свой счет. Скорее всего, он пока не знает другого способа выразить свое смятение от процесса взросления.
Начать разговор с безопасной темы, а затем спросить про друга: «Видела Петю, уже курит. Давно это он?» Если ребенок идет на контакт, можно обсудить тему плохих привычек и поинтересоваться, пробовал ли он сам курить и какие это вызвало чувства.
Другой вариант начала разговора описывают Нина Зверева и Светлана Иконникова. Они предлагают посоветоваться: «Мне нужно с тобой посоветоваться. Я вижу, что у тебя плохие оценки по математике. Что, на твой взгляд, нужно, чтобы их исправить? Какие ты видишь варианты? Я помню, ты хотел поступать на мехмат».
Именно коучинговые вопросы лучше всего помогают договориться с подростками (да и с мужьями!). Они сообщают ребенку: я тебя слышу, ты мне интересен. В них нет нравоучений, напротив, такие вопросы помогают человеку пересобрать картинку в голове, увидеть слепые зоны в своих размышлениях.
3. Если ребенка обидели
Ситуация: Дочка-подросток вернулась со школьной дискотеки без единого приглашения на танец. Дочь рыдает, вы не знаете, чем помочь.
Как правильно вести разговор?
Не успокаивать банальными словами: «Ты такая умница и красавица, вырастешь и отбоя не будет от поклонников». Это не работает. Ребенок не видит умницу и красавицу в отражении прямо сейчас, а будущее… когда оно еще будет.
Задавать вопросы без жалости в голосе, чтобы прояснить ситуацию: танцевали ли другие девочки, что делала в это время дочка и как обычно выглядит приглашение на танец.
Не стыдить ребенка за его поведение и реакцию и не пытаться его переделать.
Перейти от коучинговых вопросов к менторским, то есть наводящим вопросам, чтобы помочь.
Менторские вопросы строятся так, чтобы отвечающий пришел ровно к тому выводу или решению, какие уже созрели у ментора. Подростку необходимо самому добыть эту информацию, чтобы не принять ее в штыки. В случае с танцами проблема решилась быстро: в ходе разговора дочка спросила у родителей разрешения устроить дискотеку дома. А они только того и ждали.
По большому счету, менторские вопросы — это часть воспитания. Задача родителей определить проблему и вместе приступить к ее решению.
4. Если ребенок кого-то обидел или совершил правонарушение
Ситуация: Вам звонит полицейский и сообщает, что ребенок арестован в магазине за кражу… плитки шоколада или тюбика помады. Вы приезжаете в отделение и начинаете злиться и ругаться на непутевого преступника, предвещая ему судьбу неквалифицированного рабочего со сроком в резюме.
Как правильно вести разговор?
Встать на сторону ребенка. Безусловно, похвала здесь будет излишней, но свою порцию опыта подросток уже получил. Прямо сейчас ему нужна защита.
Не искать виноватых и не обвинять их вслух: «это все плохое влияние друзей», «учителя плохо присматривают», «все твой папаша виноват».
Признать факт преступления и спокойно сказать, что оплатите штраф. Не обещать «разобраться» с ребенком.
После инцидента, в машине или домашней обстановке, можно использовать те же советы, что при любом неприятном разговоре: с комментария, а не обвинения.
5. Если ребенок врет
Ситуация: Вы удивляетесь, что учительница поставила двойку, ведь своими глазами видели, как подросток делал домашнюю работу. И тут слышите отговорки, знакомые по собственному детству: «нам столько задали, я просто не успел».
Как правильно вести разговор?
Признать, что прорехи в тайм-менеджменте ребенка — это и ваши прорехи, ведь зачастую родители далеко не самые пунктуальные люди, а положительный пример, как известно, рождается в семье.
Быть системным. Если вы уже пытались разговаривать на тему невыученных уроков, но лишь махнули рукой и разошлись, у ребенка сложилось впечатление, что ему в любом случае все сойдет с рук.
В ситуации вранья эффективнее слов — их отсутствие. Пауза недоверия — мощное психологическое оружие. Подросток, уже привыкший врать, начнет нервничать во время затянувшейся тишины и с высокой вероятностью выболтает то, что не планировал.
6. Когда подросток делится сокровенным или спрашивает совета
Бывают моменты в общении с ребенком, когда пауза показывает не сомнение, а поддержку.
Ситуация: Дочь возвращается домой и начинает рассказывать, что сегодня поругалась с лучшей подругой из-за мальчика. Вы ясно видите, что ребенок поступил неправильно и ждете конца монолога, чтобы указать ей на ошибки и дать «бесценный» совет. Ожидаемо пропускаете конец рассказа, а затем ссоритесь из-за поучительного тона ваших слов.
Как правильно вести разговор?
Не вклиниваться в первую появившуюся паузу, пока ребенок подбирает слово. Молча слушать и пытаться услышать, что именно его беспокоит. Такая молчаливая пауза и активное слушание убедят ребенка, что его проблемы (какими бы смешными на деле они ни были) интересуют родителей и им важно знать о них.
Когда подросток все же закончит монолог и, возможно, сам спросит совета, не выдавать ему поучительную тираду. Лучше подарить еще одну молчаливую паузу, которая скажет за вас: «я тебя понимаю и мне очень жаль».
Использовать коучинговые и менторские вопросы, чтобы помочь своему ребенку в самостоятельном поиске решения.
Светлана Иконникова и Нина Зверева уверены, если вы не задаете вопросов, с вашим общением что-то не так. Даже простой вопрос «Как дела?», заданный к месту, демонстрирует заинтересованность в беседе. А разговор с ребенком — это именно та ситуация, когда вопросы жизненно необходимы. Авторы книги описывают общение с подростками как «тур вальса по минному полю». Чтобы разговор не превратился в катастрофу, будет полезно не только овладеть разными типами вопросов, но и научиться правильно на них отвечать. Тогда подросток поймет: вы точно на его стороне.