Любовь как область изучения науки всегда вызывала у ученых определенную долю скептицизма: какое определение дать этому чувству и главное — как доказать гипотезу. Любовь и прочие сантименты скорее удел искусства, в котором есть место романтике. И действительно, как можно объяснить в точки зрения науки, почему люди влюбляются или перестают любить, от чего зависит влечение или как объяснить любовь с первого взгляда?
Эта непростая тема стала предметом исследования всемирно известного социального нейробиолога Стефани Качиоппо, к большому удивлению ее коллег. Качиоппо на протяжении нескольких десятилетий анализировала работу центрального отдела нервной системы с помощью точных инструментов науки для расшифровки нейронных основ любви, буквально раскрывала тайны сердечных дел, заглядывая глубоко в мозг с помощью томографов и сканеров.
И ей удалось доказать удивительные вещи. Нейробиолог обобщила результаты последних научных открытий, добавила личный опыт и написала книгу «Там, где рождается любовь. Нейронаука о том, как мы выбираем и не выбираем друг друга», которая недавно вышла
15 удивительных фактов о любви с точки зрения науки
Хотя любимое дело может определять человека, этого недостаточно. Чтобы выжить, нам нужно любить других людей.
В одиночестве мы подвержены ряду неврологических изменений, которые отражаются на всем организме и приводят к такому ущербу для здоровья, что некоторые эксперты в области общественного здравоохранения сегодня считают длительное одиночество серьезным риском для здоровья наравне с курением.
Исследования показали, что пары, танцующие вместе, чаще бывают счастливы. Совместная физическая активность не только подарит вам приятные телесные ощущения, которые формируются в островковой доле головного мозга, но и поможет уменьшить стресс и повысить удовлетворенность отношениями.
Здоровые отношения способствуют формированию здорового мозга. И пожалуй, нет более результативной социальной активности и лучшего способа реализовать весь когнитивный потенциал мозга, чем влюбленность.
Обоняние тоже играет важную роль в формировании влечения, но с точностью до наоборот. Нас, как правило, привлекают люди, чей запах отличается от нашего. Человеческий нос улавливает феромоны — химические сигналы, содержащие генетическую информацию.
Влюбленность запускает целую охапку биологических фейерверков, включая активацию сердцевидной области, которая посылает дофамин в систему вознаграждения мозга, отвечающую за чувство наслаждения. Эти же области активируются, когда люди едят вкусную, но вызывающую привыкание пищу или пьют вино. Вот почему влюбленность бывает похожа на наркотическое опьянение, разве что без отходняка.
Такие чувства, как любовь и одиночество, универсальны: их испытывают все без исключения.
В результате мы обнаружили, что любовь активирует двенадцать областей мозга.
По сравнению с одинокими людьми те, кто состоит в счастливых здоровых долгосрочных романтических отношениях, лучше спят. У них крепче иммунитет. У них реже развивается зависимость. У них реже случаются повторные инсульты. У них даже выше выживаемость при некоторых заболеваниях.
У пар, которые взаимодействовали друг с другом в более позитивном ключе (и чьи раны заживали быстрее), был более высокий естественный уровень окситоцина в крови. Это открытие подчеркивает мощную связь между окситоцином и иммунной системой, что косвенно подтверждает веру общества в целительную силу любви.
Физическая близость не только помогает установить эмоциональную связь с партнером, но и позволяет ощутить значимость физического тела и постичь то, что литературовед Джозеф Кэмпбелл называл «счастьем ощущать себя живым», — то, что, по его мнению, большинство из нас на самом деле ищет в жизни, а не какое-то смутное чувство «смысла».
Первый спад настигает пары на третий год. У многих находящихся в отношениях людей именно к этому моменту опьяненный дофамином мозг трезвеет.
Хотя причины расставания всегда неоднозначны, обычно они сводятся к двум основным проблемам: отсутствие психологической близости с партнером (того, что мы называем социальным вознаграждением) либо ощущение отверженности или ненужности (социальная угроза).
Возможно, вы слышали о кризисе седьмого года, но учеными доказано, что первый спад настигает пары на третий год. У многих находящихся в отношениях людей именно к этому моменту опьяненный дофамином мозг трезвеет.
С точки зрения мозга разница между болезненным расставанием и смертью невелика.
Любовь к другому человеку и страсть к какой-либо деятельности (например, спорту, карьере или достижению какой-либо цели в жизни) очень похожи.
Стефани Качиоппо «Там, где рождается любовь»
Нейронные основы любви