Молодые женщины воспринимают на веру, зачастую вредные, советы по воспитанию от популярных блогеров и тут же бросаются их реализовывать на своем ребенке. Но, в погоне, за идеальной картинкой, большинство современных родителей совершает одни и те же ошибки. Как их избежать рассказала практикующий психолог, эксперт в семейной психологии Алена Третьякова.
1. Жертвуют собственной жизнью ради ребенка
Воспитание успешной личности становится главной целью, а сам ребенок при этом превращается в долгосрочный проект. На маленького члена семьи возлагаются большие надежды. Он не имеет права выражать собственные желания или иметь собственное мнение, потому что все вокруг отказываются от своих желаний ради его блестящего будущего.
А если проект оказывается неудачным, то теряется смысл всей жизни мамы, ведь она ради него всем пожертвовала.
Что делать: живите своей жизнью полной и интересной, где ребенок часть, а не центр вселенной. Тогда у него будет и пример счастливого человека, и пространство для собственного развития.
2. Злоупотребляют ранним развитием
Никого уже не удивить тем, что кроха в три года умеет читать, или 5-летний математик свободно оперирует многозначными цифрами. Но потом большинство мам недоумевают, почему к 10 годам ребенку ничего не интересно, и он ничего не хочет делать? Почему у юных вундеркиндов в школе начинаются проблемы с учебой? Все это происходит, потому что в каждом возрасте есть ведущая деятельность, и именно в ней ребенок максимально развивается. И это развитие, кроме того соответствует еще и развитию головного мозга, который созревает постепенно, готовясь к решению новых задач. Так вот, у дошкольника ведущая деятельность — игровая, и именно в ней он должен познавать мир и осваивать разные роли.
Что делать: перестаньте лепить из детей юных гениев. Запомните, всему свое время! Ребенок готов к учебной деятельности к семи годам, когда уже активно развиваются соответствующие отделы коры головного мозга. И, поверьте, два ребенка, один из которых начал читать в три года, а второй в семь или в девять лет, будут читать одинаково. С той лишь разницей, что второй не утратит интерес и будет понимать прочитанное.
3. Стараются быть идеальными
Не показывают ребенку, что есть проблемы на работе или в быту, что родители могут поступить неправильно или ошибиться, или чего-то не знать. Пусть малыш считает, что его мама и папа самые лучшие и растет таким же. А малыш живет с твердым осознанием того, что нормальный человек не может ошибаться. И в какой-то момент разочарование приходит к нему сразу с двух сторон, с одной стороны, он вдруг видит, что родители неидеальны, а с другой — что он сам ошибается, а этого делать нельзя.
Что делать: делитесь своими ошибками, соизмеряя их масштаб с возрастом ребенка, признавайтесь, что не знаете чего-то. Не забывайте рассказать, как извинялись за неправильный поступок или искали решение, сделав что-то неправильно. Поищите вместе ту информацию, которая вам неизвестна. Этот бесценный опыт обязательно пригодится ребенку в будущем.
4. Заваливают ребенка игрушками
А потом искренне удивляются, что у него столько всего, а он ни во что не хочет играть. Ребенок не способен концентрировать свое внимание на множестве предметов. И если вокруг слишком много всего — он просто теряется и утрачивает интерес.
Что делать: не скупайте все, казалось бы, познавательные игрушки в магазинах. Достаточно, когда у ребенка есть на выбор 3-4 игрушки. Еще один важный момент — если дарите малышу что-то новое, для начала поиграйте с ним вместе, чтобы он заинтересовался и понял как можно поиграть.
5. Предопределяют за ребенка игровую деятельность
Эта ошибка неразрывно связана с предыдущей. Когда для всего у ребенка есть готовое решение — хочешь готовить — вот тебе набор посуды, хочешь быть доктором — пожалуйста, чемоданчик со всем необходимым, и даже для магазина все готово: и продукты, и касса, и деньги.
Что делать: развивайте у ребенка фантазию, ищите предметы разного назначения, например, перевоплощайте палочку из ножа в кисточку для макияжа как у мамы или нарезайте бумагу вместе, чтобы нарисовать деньги. Используйте предметы заместители, так называются обычные вещи, которые ребенок использует не по назначению, а для своих игр, наделяя их совершенно новыми функциями. Это очень важный этап развития ребенка — важно не мешать ему случиться.
6. Безоговорочно следуют советам по воспитанию
Какой бы правильной не была книга, она написана человеком, который ничего не знает ни про вас, ни про вашего ребенка. Это просто общие рекомендации. И заметьте, они меняются из поколения в поколение. Большинство из нас выросли в тугом пеленании по Споку (Бенджамен Спок — американский педиатр, автор книги «Ребенок и уход за ним»), сейчас мы компенсируем это, выстраивая максимальную привязанность с ребенком по Боулби (Джон Боулби — английский психиатр и психоаналитик, основоположник теории привязанности). А через 10 лет найдется кто-то, кто скажет, что и это было неправильным, и надо по-другому.
Что делать: читать, знать, фильтровать и применять только то, что откликается вашему материнскому сердцу. Оно точно не подвержено изменчивым веяниям прогресса и знает как лучше вам, ребенку и вашей семье.
7. Заменяют родительское внимание гаджетами
Современный ребенок с самого раннего детства приучается к тотальному присутствию и вниманию взрослого. А когда у мамы нет времени — приходится давать гаджет. Ну надо же его чем-то занять, пока мама варит суп?
Что делать: дайте ребенку самому найти себе занятие, пока вы заняты. К сожалению, мало кто из современных мам дает такую возможность. Потому что она неудобная и может приносит дополнительные проблемы. Кроха, предоставленный сам себе, находит себе занятие, как правило, в не самых подходящих местах. И дать гаджет, чтобы привязать его к одному месту — это простейший способ решить эту проблему. Вот только выходит, что он сам не умеет ни во что играть, и кроме айпада ему ничего не интересно.
8. Сравнивают своего ребенка с чужими
Нередко родители в педагогических целях сравнивают своего ребенка с другими детьми. «Маша, такая молодец, уже говорит на английском, а ты и трех слов выучить не можешь; Миша вообще выиграл первую медаль на соревнованиях, а ты бросил фигурное катание…». Взрослые делают это, конечно, для того, чтобы их ребенок стал лучше, чтобы он смотрел на других и тянулся за ними. На самом деле, эти сравнения только обесценивают их умения в частности и их самих в целом. Это приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать себя хуже другого — более умного и способного.
Что делать: сравнивать ребенка только с ним же самим, но вчера. Ставьте цели, исходя их его собственных способностей.
9. Реализовывают свои несбывшиеся мечты
Не секрет, что порой родители вынуждают ребенка заниматься тем, чем он не желает только для того, чтобы осуществить свои собственные несбывшиеся мечты — стать известным актером, спортсменом или кем-то еще. Эта проблема возникает, потому что родители воспринимают своего ребенка как продолжение себя, а не отдельную личность. А значит он должен реализовать те мечты, которые не удалось реализовать в свое время маме или папе.
Что делать: запомните, ваш ребенок уникален, и него есть свой жизненный путь. У вас есть мечты? Реализуйте их сами! В наше время есть возможность в любом возрасте заниматься любимым делом.