СДВГ — этот диагноз сегодня звучит все чаще. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это нарушение неврологического развития. Согласно исследованиям, в среднем у 10% детей в современном мире диагностирован этот синдром. Проявления СДВГ часто можно заметить уже в раннем возрасте, и в основном они успешно поддаются терапии, но сам синдром сопровождает человека в той или иной форме на протяжении всей жизни.
Мы задали экспертам Фонда «Обнажённые сердца», клиническим психологом Татьяной Морозовой и детским неврологов Святославом Довбней. Что же это за нарушение и что должны о нем знать родители.
1. Как выглядит СДВГ?
Симптомы СДВГ у разных людей отличаются: у кого-то более выражен дефицит внимания, у кого-то — гиперактивность.
Специалисты выделяют три подтипа синдрома: 1) первый связан с проблемами внимания 2) второй — с гиперактивностью и импульсивностью 3) третий подтип сочетает то и другое.
Чаще всего этот диагноз начинают подозревать уже к школе, а иногда и в подростковом возрасте. Что касается проявлений в раннем возрасте (три-пять лет), то это могут быть чрезмерные приступы гнева и истерики, моторное беспокойство и отсутствие дневного сна, энергичная и часто деструктивная игра, задержки языкового и моторного развития, чрезмерная требовательность и склонность к спорам и вызывающему поведению, трудности с завершением развития, например в приучении к горшку. Также семья может испытывать большие сложности, связанные с тем, что часто приходится менять нянь или детские сады, потому что ребенок не может удержаться. Даже с высоким уровнем интеллекта ребенок с СДВГ может быть крайне дезорганизованным, у него могут быть сложности с планированием.
2. Как отличается СДВГ от других трудностей поведения?
СДВГ не следует путать с избалованностью, ленью, распущенностью или капризностью, это врожденное нарушение развития и медицинский диагноз. Синдром подразумевает трудности, которые возникают у человека в раннем возрасте вне зависимости от его мотивации, поведения или воспитательных методов родителей, от того, достаточно ли они уделяют ребенку внимания. В отличие от детей, не имеющих нарушений развития, но проявляющих нежелательное поведение, у детей с СДВГ наблюдается серьезное отставание в какой-либо из областей развития: академические навыки (достаточно провести оценку языка, речи, математики), крупная и мелкая моторика, социальные навыки. Возможен вариант, когда результаты тестирования академических навыков будут близки к тем, которые показывают сверстники, но социальное функционирование серьезно нарушено: например, ребенок не может удержаться ни в одной в школе или не способен поддерживать длительные отношения.
СДВГ всегда и в любых ситуациях серьезно влияет на функционирование человека. Если же ребенок вчера не выспался, позавчера был тревожный, поэтому что-то пропустил и был невнимателен, а на занятиях с любимыми игрушками или опытным педагогом, он прекрасно сидит и концентрирует внимание, то скорее всего, это могут быть просто ситуативные особенности поведения. Сначала лучше поискать адекватные способы коммуникации с ребенком, выбрать подходящие подходы к его обучению, подумать о мотивации и наградах за успехи и хорошее поведение.
3. Как диагностируют СДВГ?
Для диагностики СДВГ не существует достоверных онлайн-тестов. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка гиперактивность или дефицит внимания, обратитесь к опытному специалисту, это может быть, например, психолог, который проведет наблюдение и интервью с родителями и ребенком, сделает серию тестов и, если необходимо, направит вас на консультацию к медицинским специалистам — психиатрам и неврологам. Перед визитом к психологу стоит проконсультироваться с педагогами в детском саду / школе, чтобы собрать информацию об особенностях поведения ребенка на занятиях и возможных трудностях в обучении.
Первые признаки СДВГ можно заметить в раннем возрасте, около 1-2 лет, но официально диагноз ставится с 3 лет. И чем раньше ребенок получает диагноз, тем раньше он может получить программу помощи.
4. Как можно помочь ребенку с СДВГ?
До шести лет рекомендуются только поведенческие стратегии вмешательства.
Чтобы помощь ребенку была успешной, необходимо привлекать разных специалистов: психологов, педагогов, неврологов, психиатров. Методы помощи выбираются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его специфических трудностей. Хорошие результаты показывает комплексный подход, сочетающий обучающие программы для родителей и педагогов, а также поведенческие подходы для развития новых навыков и поддержки позитивного поведения. Все это можно использовать сразу после постановки диагноза у самых младших детей.
Первое и самое важное, что нужно сделать родителям детей с СДВГ — искать достоверную информацию. Сегодня многие люди пытаются искать информацию обо всем в Интернете. Родителям очень важно сориентироваться в огромном потоке информации. Новый сезон подкаста Фонда «Обнажённые сердца» — «Инклюзия и жизнь» (создан при поддержке Фонда президентских грантов0. В 8 эпизодах эксперты Фонда «Обнажённые сердца», а также психиатр Анна Портнова, педиатр Сергей Бутрий и многие другие обсудили мифы и факты вокруг этого нарушения, причины возникновения, диагностику, методы лечения и личный опыт людей с СДВГ.
5. Может ли ребенок с СДВГ учиться в школе?
При грамотной организации учебного процесса (хорошая структура, организация окружения, распорядок занятий, дозирование информации, перерывы на двигательную активность, учет мотивации ребенка и т. д.) дети с СДВГ могут прекрасно учиться, несмотря на непоседливость, проблемы с вниманием и забывчивость. Интеллектуальный уровень детей с данным синдромом может быть самым разным, в том числе и очень высоким, но случается, что СДВГ может сочетаться с другими интеллектуальными нарушениями, например у 30% детей с аутизмом встречается СДВГ. Родителям необходимо устанавливать контакт с учителями, помогать детям с выполнением домашних заданий. Если ребенок пропустил новую тему, забыл сделать домашнее задание, не стоит его ругать, лучше вместе с ним попробовать разобрать материал еще раз. Для этого можно использовать дробный, пошаговый метод обучения с подключением мнемонических техник.
В некоторых случаях может помочь грамотный специалист службы сопровождения образовательного учреждения — психолог или специальный педагог, знакомый с современными стратегиями помощи детям с СДВГ. Он сможет провести оценку особенностей ребенка, разработать соответствующие рекомендации и помочь педагогам и родителям в их реализации.
Если такого специалиста в образовательном учреждении нет, то можно обратиться в специализированный центр. Важно, чтобы заключение специалистов центра носило не общий характер («развивать, стимулировать» и так далее, а содержало конкретные рекомендации по организации образовательной среды, продолжительности занятия, рекомендуемой системе подкрепления и визуальной поддержки, подходящих ребенку способах развития самоконтроля). Вместе с педагогами и специалистами службы сопровождения можно выстроить наиболее подходящий для ребенка план обучения.