Каждая семья придерживается своих мировоззренческих принципов. Они могут быть основаны как на религиозной, так и на атеистической системе, могут быть смешанными (если родители по-разному относятся к религии) и, наконец, родители могут быть равнодушны к религии, то есть не придавать значения религиозным проблемам. Но в любой семье ребенок рано или поздно начнет задавать вопросы о Боге и его сущности.
В семьях верующих, где дети, наблюдая за взрослыми, буквально с первых дней сталкиваются с религией, подобная любознательность малыша никого не поставит в тупик. К тому же существование Бога для детей из религиозных семей не является открытием.
В современной же светской семье не слишком часто размышляют о божественном, считая вопросы веры личным делом каждого человека или попросту не придавая им особого значения. Так что нередко мы оказываемся не готовы к разговору с нашими детьми на «божественную тему». И вопросы детей о Боге часто ставят родителей в тупик.
Многие родители предпочитают вообще не говорить со своим ребенком об этом, надеясь, что, повзрослев, малыш сам во всем разберется. И совершенно напрасно.
Избегая разговоров с детьми о вопросах веры, устройства мира, мы лишаем их возможности приобретать культурный и духовный опыт.
«В том, что касается религиозного воспитания, родителям необходимо снабдить ребенка знаниями, которые подготовят его к восприятию нашего мира и привлекут внимание к разнообразию людских мнений и верований, — говорит французский психоаналитик Малек Шебель. — Только так он сможет познакомиться с разными взглядами на мир, нормами морали и поведения. Это пригодится ему в будущем, ведь всегда полезно взглянуть на подобные вещи по-новому, открыто и непредвзято».
Открыто и искренне
Бог, Божественный мир, мироустройство — знание об этом даст вашему ребенку чувство безопасности. Безопасность — одна из базовых потребностей человека. Ребенок должен чувствовать себя в своей семье в безопасности, и это ощущение изначально должны создать родители. Но когда в семье есть тайны или взрослые не отвечают на вопросы младших членов семьи, у малыша возникает тревога, он чувствует, что от него что-то скрывают, и отправляется на поиски ответов уже без поддержки взрослых. В результате могут возникнуть серьезные проблемы.
Когда нет доверительных разговоров между родителями и детьми, могут появиться «добрые» дядечки и тетечки, которые могут пригласить вашего ребенка на «интересную беседу». Уже через несколько сеансов таких бесед по душам, у ребенка может возникнуть чувство, которое по свою состоянию близко к зависимости, наркотическому состоянию. В таких сектах распространены педофилия и прочие сексуальные преступления. В свое время подобные случаи происходили во многих странах (Великобритания, Франция, Аргентина, Австралия сообщали о секте «Семья» («Дети Бога»), где детей принуждали заниматься «ритуальной проституцией»).
В наше непростое время, связанное с распространением терроризма в мире, есть угроза вербовки ребенка в ряды террористов. В последнее время появились секты, которые делают российским школам заманчивые предложения стать успешными, богатыми, более развитыми и избавиться от детских комплексов и страхов. Чтобы этого не произошло, с детьми надо разговаривать открыто и искренне. Такие беседы помогают формировать личность ребенка. Если же взрослые пытаются отшутиться, перевести разговор на другую тему, отвечают уклончивыми фразами, дети получают сигнал: что-то не так.
Знакомство с религиями
Познакомьте ребенка с различными культурами и религиями. Покажите ему памятники религиозной архитектуры — церкви, синагоги, мечети, католические костелы. Объясните, для чего они нужны, обратите внимание на их сходство и различия.
Обязательно надо предупредить ребенка, что люди не могут (не могли) найти ответ на вопрос о возникновении нашей планеты, живых существ, в том числе людей, и идея о существовании Бога — одна из версий, с помощью которой люди пытаются объяснить устройство мира и развитие жизни. Для полноты картины можно рассказать и о других гипотезах возникновения мира: теории «большого взрыва» и дарвинизме.
Рассказывать о Боге, религиях надо простыми словами. Облегчить задачу может посещение музеев, картинных галерей, например, Третьяковской, где представлены картины известных художников с евангельскими или ветхозаветными сюжетами. Опираясь на них, можно вести разговор о Боге, кроме того, творения великих мастеров помогут ребенку наглядно представить себе «действующих лиц» ваших рассказов.
Особенности восприятия
Говоря с ребенком о Боге, надо учитывать особенности детского восприятия.
В 3-5 лет карапуз отнесется к вашему рассказу, как к сказке, и будет слушать с увлечением.
Понять идею о Боге и смысл религии он сможет лишь с 5 лет. Но даже трехгодовалому малышу, скорее всего, удастся объяснить символы веры, их предназначение, увлекут его и рассказы о религиозных праздниках.
В 5-7 лет ребенка волнуют уже более сложные вопросы: «Когда я умру? Что такое душа? А когда люди умирают, куда они попадают?» И дети в этом возрасте способны не просто верить в существование абстракций, но и вообразить их.
В 7-11 лет ребенок сможет понять смысл и этику религиозных обрядов и религиозных норм.
В 12-15 лет познавательные способности подростка развиваются до уровня взрослого человека. Подросток начинает осознавать духовное содержание любой религии.
Не стоит бояться того, что после разговоров о Боге и религии ребенок тут же попросит, чтобы его крестили или начали водить его на церковные службы. В семье, где разговоры о Боге возникают лишь время от времени, вряд ли это возможно.
Дав ребенку общее представление о Боге, вы лишь предоставите ему право выбора религии или отрицания веры, которым он воспользуется, когда станет взрослым.
Больше полезных материалов о правильном детском воспитании — в нашем канале на