Как отвечать на непростые вопросы, воспитывать эмпатию и поддерживать ценность инклюзии без морализаторства и стыда? Отвечает Анна Макарчук, кандидат психологических наук, директор Центра толерантности Еврейского музея.
Шаг 1. Самостоятельная работа
Нет ничего страшного или постыдного в том, что и мы, взрослые, можем мало знать о людях с инвалидностью. Естественная первоначальная реакция на человека, который сильно отличается от нас, может быть и страхом, и неприязнью, и необъяснимой виной за эти эмоции. Не ругайте себя за них.
Важно понять: чувствовать весь спектр эмоций, включая негативные, не означает быть плохо воспитанным и нетолерантным. Вы можете изменить свою реакцию. А вместе с ней, в дальнейшем, сможете объяснить все и своему ребенку.
Почитайте о разных типах инвалидности. Мы боимся того, что нам неприятно, и именно это чувство нестабильности и неизвестности порождает нетерпимость. Знание — наш способ борьбы со стереотипами, которых, к сожалению, очень много.
Среднестатистический человек, если с ним никогда не разговаривали на эту тему (и я очень надеюсь, что в школах станут уделять этому больше внимания), оперирует целым набором стереотипов. Например, что дети с синдромом Дауна гипердружелюбные или, наоборот, очень агрессивные. Или что незрячие ничего не могут делать без посторонней помощи, а потому их нужно спасать, едва увидев на переходе.
Можете самостоятельно пройти несколько кейсов-ситуаций на платформе бесплатного проекта «Культура.Inc», чтобы разобраться в основных моментах и знать, как реагировать и отвечать на возможные вопросы ребенка.
Изучите тему инклюзивной коммуникации. Для начала будет достаточно выучить правильный лексикон для общения с человеком с инвалидностью или рассказе о нем третьим лицам.
Словарь
Главное правило здесь очень простое, его как раз можно объяснить ребенку: сначала человек, а потом его отличие. Таким образом мы показываем, что человек не определяется его диагнозом или особенностями.
девушка с нарушением слуха;
женщина с аутизмом;
мальчик с синдромом Дауна;
мужчина, использующий коляску.
Шаг 2. Открытый разговор
Если ребенок еще не задавал вопросы, но вы решили обсудить тему инклюзии заранее, выберите для этого спокойную и комфортную обстановку. Обсуждать любые непростые темы с детьми на бегу не стоит. Вы ведь затеяли этот разговор не ради «проповеди на очень важную тему», а для того, чтобы ребенку было комфортнее общаться и жить в этом многообразном мире.
Поощряйте вопросы, не стесняйтесь их формулировки. Начните разговор, побуждая ребенка задавать вопросы о различиях, которые он мог заметить в других людях.
— Петя, ты, наверное, заметил вчера в музее мужчину в очках и с белой тростью?
— Катя, помнишь тетю Свету и ее дочку Машу? Вы с ней играли на площадке вчера.
Главное — не заострять внимание на отличии самостоятельно или не пытаться предугадать реакцию ребенка. Дело в том, что дети могут и не замечать никаких «негативных» различий. В сети есть прекрасный ролик, где абсолютно разные дети находятся рядом, а взрослые у них спрашивают, в чем между ними отличие. Дети вспоминают привычки в еде, любовь к разным играм, любимые цвета. Никто не говорит: «а Катя в коляске» или «Саша не может нормально держать ложку».
Используйте соответствующий возрасту язык. Адаптируйте свой язык к возрасту ребенка и уровню понимания. Избегайте использования сложных медицинских терминов и жаргона. Вместо этого объясните инвалидность простыми и понятными терминами.
— У мужчины, которого мы встретили, нарушение зрения. Это значит, что он видит не так, как мы с тобой. Представь, что в комнате выключили свет. Но даже в темноте можно трогать предметы, правда? А иногда даже видеть их очертания. И это не мешает делать другие важные и интересные вещи.
— У Маши синдром Дауна. Это такая особенность, с ней иногда рождаются дети. Она играет в игры, учится читать и писать, так же как и ты, просто с другой скоростью. Мы все похожи на пазлы, состоим из разных кусочков. В головоломке Маши есть дополнительный элемент, который делает ее особенной. Вот почему она выглядит немного по-другому и играет по-другому.
Шаг 3. Общее и отличное
Помогите ребенку понять, что все люди уникальны, а различия, включая инвалидность, — это часть естественного разнообразия жизни. Выделите общие интересы, эмоции, приведите примеры занятий, которыми могут заниматься дети и взрослые.
Используйте книги, фильмы или телепередачи с участием персонажей с особыми потребностями, чтобы проиллюстрировать свои примеры. Обсуждайте сильные стороны и проблемы персонажей, то, как они общаются, с какими ситуациями сталкиваются.
Если не можете найти подходящую историю, придумайте ее сами или вместе с ребенком. Детали и обстановку можете использовать соответственно возрасту ребенка.
Шаг 4. Воспитываем эмпатию
Любые стереотипы, с чем бы они ни были связаны, разрушаются при личном контакте. Эмпатия, возможность рассмотреть человека и личность за его отличием — это лучшая прививка от ксенофобии.
Не уводите ребенка с площадки, завидев родителей с ребенком с инвалидностью. Это реальность, таких контактов в жизни каждого человека множество, и порой лучше познакомить с ними «прямо сейчас».
Научите ребенка относиться ко всем с добротой, уважением и сочувствием, независимо от способностей и внешнего вида. На первых этапах для этого достаточно подавать пример и четко обозначить свое отношение к стереотипам и насмешкам.
Моделируйте инклюзивное поведение, обращаясь с людьми с инвалидностью, с достоинством, уважением и добротой. Дети учатся на наблюдении, поэтому следите за своими действиями и речью. Одна вскользь брошенная вами фраза «Господи, опять тут ЭТИ…» может ликвидировать все просмотренные мультфильмы и разговоры. Нельзя научить ребенка доброте и эмпатии, используя стереотипы.
Если ребенок использует в речи насмешки или даже оскорбления, сразу скажите ему, что это недопустимо. Более того, поощряйте ребенка сообщать о любых издевательствах, свидетелем которых он стал, и быть другом, способным на поддержку. Быть свидетелем — значит быть включенным в произошедшее.
— Петя, я услышала, что ты назвал Машу очень плохим словом. Это обижает ее. Так поступать нельзя.
— Но она ведет себя странно!
— Понимаю. Мы все ведем себя по-разному. У Маши есть особенность, и из-за нее она может играть иначе, чем ты. Но, как и ты, ей хочется играть и общаться с друзьями. Тебе ведь важно, чтобы к тебе относились с добротой? Любили тебя?
— Ну да... Я не хотел быть злым, просто...
— Ты чувствовал себя неуверенно? Это нормально. Но вместо того, чтобы обзывать кого-то, лучше узнать его получше. Ты можешь задавать вопросы мне. Я всегда рядом, и ты можешь поговорить со мной о том, что думаешь и чувствуешь. Ты можешь пообещать мне, что больше не будешь обзываться?
— Наверное.
— Я горжусь тем, что ты понимаешь меня и то, как это важно — быть добрым. Как думаешь, стоит извиниться перед Машей? Тебе бы хотелось, чтобы перед тобой извинились после ссоры?
— Да. Неприятно, когда обзываются.
— Хорошо. Что ты хотел бы сказать Маше?
— Прости меня, пожалуйста. Давай поиграем?
— Отличный план. Пойдем сделаем это? Ты молодец.
Шаг 5. Поощряйте любознательность
Пусть ребенок спрашивает, а если вы не знаете ответов, предложите поискать их вместе.
Если ребенок взаимодействует с человеком с инвалидностью, поддержите его любопытство, мягко напоминая о том, что нужно вести себя уважительно, не пялиться и не быть навязчивым. Если ребенок уже взрослый, можно рассказать ему об основных правилах общения и поддержки:
говорите вежливо и спокойно, как обычно, не повышая голоса;
поддерживайте зрительный контакт;
спросите, нужна ли помощь, и лучше всегда спросить о чем-то конкретно: нужно ли проводить? понести сумку? что-то показать?
не вторгайтесь в личное пространство: не трогайте собаку-проводника, коляску или трость без разрешения
сообщайте о своих действиях заранее: можно я провожу вас? можно мне взять вас за руку?
если вы чем-то обидели человека, не стесняйтесь приносить извинения и честно спрашивать, как было сделать правильно: как правильно сказать? как правильно назвать? как правильно помочь?
Постарайтесь не восхищаться героизмом особенного ребенка или его родителей. Да, такие семьи нуждаются в поддержке, но образы «мучеников» им могут быть неприятны. Это обычные люди со своими заботами, проблемами и потребностями. Относитесь к ним так же уважительно, эмпатично и открыто, как и к остальным.
Главное — не бояться сложного разговора с ребенком, поскольку ему он не кажется сложным. Периодически возвращайтесь к теме, чтобы закрепить понимание и ответить на новые вопросы, которые могут возникнуть по мере того, как ребенок растет и учится.
5 книг, которые помогут познакомить ребенка с темой инвалидности
1. Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим»
Мелоди не похожа на большинство людей. Она не говорит и не ходит, и многие считают ее «отсталой». Но у нее необыкновенная память: она помнит все, что когда-либо с ней случилось.
2. Маршалл А. Я умею прыгать через лужи
Алан всегда хотел пойти по стопам своего отца и стать объездчиком диких лошадей. Но в шесть лет коварная болезнь полиомиелит поставила крест на его мечте. Бесконечные больницы, обследования и неутешительный диагноз врачей — он никогда больше не сможет ходить…
3. Сегюр С. «Маленький горбун»
Родители маленькой Христины ведут светский образ жизни и почти не обращают на дочь внимания. Девочка привязывается к соседскому мальчику Франсуа — сыну самого богатого человека в округе. Добрый и отзывчивый мальчик обладает единственным недостатком — он горбун.
4. Крапивин В.П. «Та сторона, где ветер: повесть»
Закадычные друзья Генка, Яшка и Шурик увлекаются воздушными змеями. Однажды в небе появляется белый змей — он поднимается выше всех, и Генка из зависти сбивает его из катапульты. Но затем он узнает, что хозяин этого змея — мальчик, потерявший зрение…
5. Р. Дж. Паласио «Чудо»
«Если я бы нашел волшебную палочку и мог загадать одно желание, я бы попросил нормальное лицо, на которое никто не обращает никакого внимания. Я хотел бы ходить по улицам и чтобы люди, увидев меня, не отводили взгляд».