Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок развивался гармонично и в соответствии с возрастом. И речь — один из тех важных аспектов развития, который определяет не только способность общаться, но и вступать в социальные отношения. У людей без речевых навыков снижается уровень когнитивных способностей, что влияет на умственное развитие и эмоциональную сферу.
Как понять, что в развитии речи вашего ребенка есть трудности, или же, наоборот, все происходит правильно? Какие признаки являются тревожными у детей еще до года?
Можно ли распознать проблемы с речью у ребенка в 9 месяцев?
Существует мнение, что проблемы с речью можно выявить только в более старшем возрасте, например с 3-х лет. На самом деле это не так. Ранняя диагностика может существенно изменить будущее ребенка, особенно в период до 1 года, когда пластичность мозга на высоте.
В 9 месяцев малыш уже исследует окружающий мир, и его взаимодействие с ним становится более активным и разнообразным. Он ползает, учится стоять и, возможно, делать первые шаги. Конечно, речь в привычном для нас смысле еще не появилась, но уже проявляются важные коммуникативные и речевые навыки. Среди них:
Лепет. В 9 месяцев дети начинают активно лепетать, произнося простые слоги вроде «ба-ба», «да-да», «ма-ма».
Звуковое восприятие. Малыш должен реагировать на громкие и тихие звуки, а также следить за источником звука.
Зрительный контакт. Ребенок должен устанавливать контакт «глаза в глаза» — это еще один способ «общения» и признак нормального социального развития.
Имитация звуков. Уже в 9 месяцев дети начинают повторять простые звуки или звуковые комбинации.
Понимание речи. Малыш в этом возрасте уже может понимать несложные команды, такие как «дай», «покажи».
В 9 месяцев, как правило, родители если и думают о речи ребенка, то точно не в первую очередь.
Но несмотря на то, что ребенок еще не говорит словами, в этот период можно заметить первые признаки, указывающие на возможные проблемы с речевыми, моторными или коммуникативными способностями.
Логопеды-дефектологи отмечают, что проблемы могут быть связаны с отсутствием или задержкой в слуховом восприятии, способности к имитации и коммуникации с окружающими.
Ранние симптомы, на которые стоит обратить внимание
Отсутствие лепета или ограниченное его количество. В этом возрасте дети начинают активно «болтать» и пытаются как бы участвовать в беседе со взрослым.
Недостаточное внимание к окружающим звукам и словам. Ребенок не реагирует на звуки или не проявляет интереса к разговорам.
Отсутствие интереса к имитации звуков или движений.
Трудности в установлении зрительного контакта. Если малыш избегает смотреть в глаза, это стоит отметить.
Неспособность ориентироваться на простые команды или запросы, такие как «дай» или «покажи».
Малая активность в попытках взаимодействовать с окружающими через жесты.
Если вы заметили хотя бы один из этих признаков у вашего ребенка, не стоит откладывать визит к специалисту. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче и быстрее ее можно будет исправить.
Как отличить индивидуальные особенности развития от реальных проблем?
Каждый ребенок уникален, и его уровень прогресса, в том числе в речевых навыках, всегда имеет свои особенности. Например, у некоторых детей может наблюдаться замедленное развитие речи, что иногда вполне естественно, и может быть связано с наследственностью или индивидуальными характеристиками.
Здесь родителям важно не впадать в панику из-за неумений ребенка совершать то или иное действие, но, в то же время, не упустить реальные отклонения.
Задержка в развитии речи не относится к чему-то опасному, если она наблюдается в контексте нормального прогрессирования в других областях — двигательной, когнитивной, в области социального взаимодействия и так далее.
Если же проблемы с коммуникацией, речью, звуками или слуховым восприятием сопровождается другими отклонениями — например, отсутствием интереса к окружающему миру, к людям, к другим детям, или трудностями в моторике — это уже повод для более пристального внимания и консультации с дефектологом.
Как корректировать нарушения в таком раннем возрасте?
Современная наука доказывает эффективность раннего вмешательства в развитие тех или иных навыков ребенка.
Своевременное выявление речевых нарушений у детей младшего возраста и незамедлительная коррекция значительно повышают шансы на полное преодоление дефектов до начала школьного обучения*.
Работа с логопедом в возрасте 1-3 лет помогает не просто развить речь, но и легче пройти адаптацию в социуме**.
С 9 месяцев уже можно включать в обучение следующие подходы:
Игровая терапия. Это использование различных игр, которые стимулируют развитие речевых и коммуникативных навыков. Действия с игрушками, куклами, ролевые игры и другие подобные занятия помогают ребенку научиться взаимодействовать с окружающим миром, развивая не только речь, но и социальные навыки.
Коррекция слухового внимания, в том числе обучение ребенка различать разные звуки.
Формирование речевых навыков через жесты и мимику. Метод, при котором дети учат эмоции и простые движения.
Терапия с родительским участием. Вовлечение родителей в процесс терапии существенно повышает ее эффективность. Ежедневные занятия с детьми в привычной и спокойной домашней обстановке создают благоприятную среду для практики и закрепления навыков.
Ранняя диагностика позволяет не только помочь детям с речевыми нарушениями, но и предотвратить развитие более серьезных проблем в будущем.
Очевидно, что чем раньше будет поставлен диагноз, тем быстрее и успешнее пройдет процесс коррекции, открывая перед ребенком путь к полноценному и гармоничному развитию.
* «Ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений» (Современные проблемы науки и образования, 2023 г.
** Н. А. Михайлова, «Научный журнал», 2022 г.