Не верьте тому, кто говорит, что у него врожденная грамотность, поэтому он пишет без ошибок. Русский язык считается одним из самых сложных в мире, и даже носителям нелегко освоить все нюансы правописания. На одной интуиции не вытянуть. А грамотность базируется на нескольких китах: знании теории, начитанности, хорошей зрительной памяти и практике.
Так что правила придется учить, и хорошо, если ребенок возьмет себе за привычку так делать с первого класса. А чтобы скучная теория легче запоминалась, педагоги придумали для учеников разные хитрости. Например, сильно упрощают процесс освоения приемы мнемотехники, основанные на рифмованных сочетаниях и ассоциациях: «Уж замуж невтерпеж» или «Одеть Надежду, надеть одежду».
Те, кто в детстве слышал на уроках такие подсказки, никогда ошибки не делают. Фразы хорошо врезаются в память. Мы попросили учителя русского языка поделиться своими секретами обучения.
- В школах изучение русского языка всегда стоит на первом месте. Именно ему уделяется больше времени, чем остальным предметам. Ведь владение родным языком и орфографическим письмом — это показатель речевого и культурного развития человека, его уровень образованности. Но, как видно из практики, овладеть быстро грамотностью не так-то просто: русский язык очень трудный! Мы в Skysmart на уроках для запоминания правил часто используем техники, основанные на воображении и ассоциативном мышлении.
Например, для лучшего усвоения темы падежей есть такие мнемонические подсказки, в которых каждая первая буква слова — название падежа:
«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку».
«Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печку».
Спряжение глаголов обычно вызывает у детей трудности, особенно исключения. Запомнить правило и список слов помогает стишок:
«Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя».
Для запоминания слов-исключений с буквой Ы после Ц в корнях применяется подсказка, которую учили в школах еще наши бабушки и дедушки:
«Цыган на цыпочках к цыпленку подошел и цыкнул «Цыц!»
Правило чередующихся гласных в корне слова и легкое объяснение:
«Собирать, стирать, задира -
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И».
Чтобы не путаться в написании слов с дефисом, учим стишок:
«Либо, кое, ка, нибудь, то, таки не позабудь
Написать через дефис, как предлог со словом из.
Кое, либо, то, нибудь: черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы ты раздельно запиши».
При склонении существительных с суффиксами «ик/ек»:
«От испуга ИК икает, Е — бессовестно сбегает (ключик — ключИКа, замочек — замочка)».
Есть правило написания прилагательных, образованных от существительных, с суффиксами -ан, -ян, -ин с одной буквой Н, кроме слов исключений. Для их запоминания тоже есть рифмованные строчки:
«Вот солдатик оловЯННый
Взял топорик деревЯННый
И построил дом стеклЯННый,
В нем ни потолка, ни стен,
И живут две буквы Н».
Знакомая всем мнемофраза для запоминания правописания без мягкого знака наречий, оканчивающихся на шипящие.
«Уж замуж невтерпеж».
Когда я объясняю ученикам, что такое многозначное слово, то предлагаю его сравнить с многоголовым Змеем Горынычем: каждая голова видит мир под своим углом, имеет свое мнение, но тело и сердце у всех голов общее. Так и многозначное слово. У него имеется несколько связанных между собой значений, но единство слова не нарушается. А для лучшего понимания термина «антоним» детям читаю этот стишок.
«Минус — плюс,
огонь — вода,
Дерзкий — осторожный.
Все антонимы всегда
Противоположны».