В нашей рубрике «Задай вопрос эксперту» читательница пишет:
«Меня зовут Юлия, я мама 5-летней дочки Анастасии. Долгое время мы с ней пытаемся научиться определять время с помощью часов, но у нее ничего не выходит. Мною было перепробовано много разных способов, но ни один не сработал. Скажите, пожалуйста, есть ли какой-то действенный метод научить ребенка определять время?»
Каждый родитель сталкивается с необходимостью научить ребенка понимать время с помощью аналоговых часов. Это один из важных навыков, который помогает малышу воспринимать окружающий мир и ориентироваться в нем.
Но обучить дошкольника умению определять время по часам и применять знания на практике не так просто. Поэтому взрослые должны запастись терпением и учесть несколько моментов.
Возраст ребенка
Считается, что оптимальный период для обучения ребенка умению понимать время — это возраст 5-6 лет, в некоторых случаях малыш и в 4 года хорошо понимает расположение стрелок на циферблате, в некоторых наоборот — не нужно торопиться. Раньше учить его ориентироваться по часам нет смысла, кроха еще не поймет, что такое временные категории.
Сначала подготовка
Чтобы научить ребенка определять время, его сначала нужно научить пониманию категорий времени: прошлое, настоящее и будущее.
Перед тем как вы приступите к изучению непосредственно циферблата, поиграйте с малышом в игры, которые подготовят его к умению ориентироваться во времени. Для этого существует много упражнений, например:
Расскажите ребенку о цикличности времени, о том, что день сменяется ночью, сутки складываются в недели, после одного месяца наступает второй, третий и так далее, через 12 месяцев следует новый год и тд. Каждый новый цикл повторяет предыдущий. Предложите малышу наглядно увидеть ход времени, наблюдая за Луной — лунный цикл длится почти месяц — 29,5 суток. Тогда для него фраза «через месяц» приобретет совершенно другой смысл.
Нарисуйте с ним рисунок на тему «Что потом». Разделите лист на две части, на одной стороне изобразите какой-то сюжет. Например, яркий день, светит солнце, около дома стоит машина. И попросите ребенка придумать продолжение этого сюжета в другое время суток. Его задача на второй половине листа нарисовать ночь, звезды на небе, дом, в котором темно.
«Придумайте, что будет дальше». В этом упражнении важно показать ребенку, что в течение дня происходит очень много действий, и он тоже живет в подобном распорядке. Взрослый предлагает ребенку лист, разделенный на 4 части. На первой из них нарисовано действие, которое произошло в самом начале (например, утром). Перед ребенком стоит задача продолжить историю в оставшихся временных промежутках — днем, вечером, ночью. Это может выглядеть так: утром девочка идет в садик, днем она играет с куклой, вечером читает книгу, а ночью спит.
Поиграйте в «День-ночь». Предложите ребенку изобразить животное или птицу днем и ночью. Выбирайте таких, у которых суточные циклы не синхронны (сова днем спит, а синица бодрствует; ночью еж охотится, а собака спит и т.д.).
Потренируйтесь с часами. Нарисуйте с ребенком циферблат и разделите его на 4 части (по временам суток). Затем символически изобразите в каждой из частей то, что делает ребенок каждый день в определенное время суток. Попросите ребенка после каждого занятия переставлять (или рисовать) вперед стрелку часов. Это упражнение поможет ему научиться видеть временные промежутки и распределять свои силы.
Читайте также: «Как научить ребенка засыпать самостоятельно: 4 надежных метода»
Учимся определять время по часам
Когда ребенок освоил первое представление о времени, переходим к изучению циферблата. Можно взять часы (игрушечные, настоящие, нарисованные — не имеет значения).
Объясните, что в сутках 24 часа, но много цифр рисовать на маленьком циферблате неудобно, поэтому здесь только половина, а стрелка за сутки проходит по кругу два раза.
Теперь учим различать стрелки, какая за какое время отвечает, и показываем, как они работают: передвигаем маленькую стрелку с интервалом в 1 час и озвучиваем время, которое она показывает.
Длинной стрелочкой передвигаем по кругу с интервалом 5 минут и тоже проговариваем время, указанное на часах.
Пусть малыш выучит, что один час — это 60 минут, то есть 60 делений на круге. Как только ребенок это понял, переходим к делениям по 1 минуте.
Так ребенку будет легче понять
Во время общения с малышом чаще обращайте его внимание на время:
«Мы с тобой идем обедать, посмотри, пожалуйста, который сейчас час».
«Нам пора на прогулку, давай посмотрим, сколько времени сейчас показывают часы».
Такие просьбы помогут ребенку понять осязаемость времени.
Задания для понимания времени необязательно делать дома за письменным столом, играть можно и на улице во время прогулки, рисуя истории на асфальте мелом или палочкой на песке.
Читайте также: «Для ума и развития речи малыша: простые занятия на мелкую моторику»