Два истока
Удивительно, но факт: у первых мишек Тедди сразу два родоначальника и две исторические родины: США и Германия. Именно в этих двух странах лавочник Морис Миштом (США) и Маргарет Штайфф (Германия) практически одновременно, не сговариваясь, и даже не подозревая о существовании друг друга, в конце 1902 года произвели на свет своих первых кукольных плюшевых мишек.
Разумеется, игрушки в виде медведей существовали и раньше, но это были фигурки брутальных лесных животных, стоящих на четырех лапах. А мишки Миштома и Штайфф больше походили на кукол, с той лишь разницей, что в такие куклы не зазорно было играть и мальчикам.
Тедди, значит, «Теодор»
Американская история мишки Тедди гласит, что своим появлением на свет, равно как и своим именем он обязан, не больше, не меньше, а самому президенту США – Теодору Рузвельту. В ноябре 1902 года во время деловой поездки в штат Миссисипи заядлому охотнику Тедди Рузвельту было предложено поучаствовать в охоте на медведя. Однако охота не задалась, и чрезмерно услужливые помощники предложили в качестве мишени маленького медвежонка, найденного в лесу. Рузвельт с гневом отверг такое предложение и велел отпустить малыша на волю. Этот поступок президента тут же стал достоянием гласности.
Уже через несколько дней, 16 ноября 1902 года The Washington Post опубликовала карикатуру Клиффорда Берримена, на которой изображен президент и несчастный медвежонок. Рисунок моментально стал популярным, его перепечатывали издания по всему свету, и одна из иллюстраций попалась на глаза Морису Миштому, владельцу магазинчика игрушек в Нью-Йорке. Вдохновленный великодушным поступком Рузвельта Миштом создал первого медвежонка Тедди, поместив его на витрину своей лавки игрушек рядом с газетной вырезкой. Teddy Bear практически сразу был замечен посетителями магазина и прессой. Но, вероятно, даже сам Миштом не мог предположить, что эта игрушка перевернет всю его жизнь, и из простого лавочника, благодаря Тедди, он превратится в основателя целой «игрушечной» империи Ideal Novelty and Toy Co, процветающей и в наши дни.
Мишка из зоопарка
Немецкая история мишки Тедди началась в маленьком городке Гейнгене, где жила Маргарет Штайф. Уже в молодом возрасте она была больна и прикована к инвалидному креслу, поэтому ее главным развлечением стало рукоделие, в первую очередь – шитье мягких игрушек. Родители, оценив способности дочери, помогли ей открыть свою мастерскую, превратившуюся со временем в мануфактуру мягких игрушек семьи Штайф, существующую и по сей день. «Отцом» немецкого мишки Тедди можно назвать племянника Маргарет – художника Рихарда Штайфа. Именно его рисунки маленького медвежонка из зоопарка Штутгарта и вдохновили тетушку Маргарет на создание игрушечного медведя, прославившего их фамилию.
В марте 1903 года Маргарет Штайф представила своего мишку на международной ярмарке игрушек в Лейпциге, где его тут же заметил один американский бизнесмен. В США к этому времени набирал обороты тедди-бум, о чем не мог не знать предприимчивый американец, поэтому он заказал у Маргарет партию из 3000 медвежат. Так мануфактура семьи Штайф получила свой первый крупный контракт, а плюшевый мишка – путевку в жизнь длинной уже более ста лет.
Тедди-помешательство: 20-30-е годы
К 1906 году тедди-мания захлестнула США целиком. Светские дамы повсюду носили с собой своих мишек Тедди, с ними фотографировали на память детей, о них писали серии детских книг, сочиняли стихи и даже песни. Теодор Рузвельт избрал медвежонка своим талисманом и был избран на повторный срок… А имя «Тедди» стало нарицательным для всех подобных мишек-кукол, даже семья Штайф утвердила его в качестве официального названия своего фирменного мишутки.
На волне популярности многие американские производители игрушек пытались создать своего собственного мишку Тедди, однако подавляющее большинство фирм продержалось на плаву недолго. Конкурировать с немецкими мастерами из компаний Bing, Schuco и Hermann, имевшими имя и богатые традиции в создании мягкой игрушки, было крайне тяжело.
К началу 20-х годов к США и Германии присоединилась Англия во главе с компанией J.K. Farnell & Co. Именно ей все дети мира должны сказать спасибо за самого знаменитого медвежонка – Винни-Пуха. Да-да, Винни-Пух – это классический медвежонок Тедди производства компании Farnell. Этого мишутку подарили мальчику Кристоферу Робину Милну на первый в его жизни день рождения. А через пять лет его папа, Алан Александр Милн опубликовал книгу «Винни-Пух и все все все» о приключениях сына и его плюшевого медвежонка.
От Тедди к Винни-Пуху
Следующие 25 лет были благосклонными для мишек Тедди. Массовое производство их еще не приобрело мировые масштабы, и люди по прежнему предпочитали покупать высококачественных мишек ручной работы.
Первая мировая война сделала невозможным импорт мишек из Германии, и это дало толчок к развитию производства Тедди в других странах Европы. В Англии к компании J.K. Farnell & Co присоединились Chad Valley, Chiltern и Dean's. Во Франции мишек стали выпускать Pintel и Fadap. А в Австралии первых мишек Тедди стала выпускать фабрика игрушек Joy Toys. Изменились и сами мишки: в первую очередь, сменилась набивка игрушек. Песенка Винни-Пуха «В голове моей опилки» перестала быть актуальной – мишек начали набивать более мягким материалом. Глаза-пуговки сменились более «естественными» глазами из стекла.
В США история мишек была не столь радужной. Несмотря на то, что Первая мировая война почти не затронула Америку, страну ожидала Великая депрессия, в результате которой одни фабрики игрушек серьезно удешевили производство мишек, а другие и вовсе закрылись.
После войны самой значительной вехой в истории мишек Тедди было появление механических игрушек. И тут снова оказалась в лидерах Германия. Две немецкие фабрики Schuco и Bing выпускали популярных по всему миру музыкальных мишек, мишек которые двигались, танцевали, играли в мяч и даже кувыркались. Впрочем, подъем тедди-индустрии продолжался недолго: разразившаяся Вторая мировая война обанкротила большинство фабрик, многие из которых закрылись и более никогда не возобновили работу.
Великая тедди-депрессия
Для традиционных производителей мишек Тедди особым предметом гордости было то, что все их мишки были, что называется, «ручной сборки», а для производства использовались только натуральные материалы.
В послевоенные годы ситуация резко меняется: наступает эпоха синтетики и пластика. Нейлоновые и акриловые ткани вытесняют хлопок, шелк и лен. Стеклянные глаза меняют на пластиковые, а набивку начинают делать из поролона. Идея о том, что мишек из синтетики можно стирать, очень понравилась покупателям.
Но наибольший урон классическим мишкам Тедди в 50-70-е годы нанесли не синтетика и пластик, а дешевое производство в странах Восточной Азии. Импорт недорогих мишек и других игрушек из этих стран был настолько велик, что пострадали даже самые, казалось бы, прочно стоящие на ногах европейские и американские компании. Ориентированным на качество и эксклюзивность традиционным производителям нечего было противопоставить дешевым азиатским поделкам.
Возрождение
Как ни странно, но возрождение популярности классических мишек Тедди, спустя годы после того как их производство вытеснил китайский ширпотреб, инициировал ни кто-либо из мастеров мягких игрушек, а английский актер Петер Булл (Peter Bull). Во время своего выступления по телевидению он открыто заявил, что обожает игрушечных мишек Тедди и считает, что они играют важную роль в его эмоциональной жизни.
Когда после трансляции программы Булл получил свыше 2 тысяч писем, он понял, что не одинок.
В 1969 году, вдохновленный такой зрительской поддержкой, Булл написал книгу Bear with Me («Медведь со мной»), позже названную The Teddy Bear Book. В ней актер рассказал всему миру о своем многолетнем помешательстве на мишках Тедди. Эта книга задела за живое тысячи поклонников мишек Тедди.
Так, неожиданно для самого себя Петер Булл создал идеальные условия для реинкарнации популярности классического медведя Тедди, с одной немаловажной поправкой: Тедди перестал быть детской игрушкой. Теперь их коллекционировали взрослые.
Начало тедди-арта
В 1974 году американка Беверли Порт (Beverly Port) выставила плюшевого мишку на крупной «кукольной» выставке. Мишка по имени Теодор Би Беа (Theodore B. Bear) скромно держался за ручку одной из кукол. А через год Беверли Порт устроила презентацию своих мишек для Объединенной Федерации Кукольных Клубов (United Federation of Doll Clubs). Слайд-шоу быстро стало настоящей сенсацией. Увлечение кукольницы оказалось заразительным: все больше людей сначала в США, а потом и в Европе хотело попробовать свои силы в создании дизайнерских мишек Тедди. Так, шаг за шагом возникло новое искусство – искусство создания уникальных плюшевых мишек ручной работы. Возник и новый термин «тедди-мастер», придуманный Беверли Порт, которую по праву считают родоначальницей тедди-арта. По сей день тысячи тедди-мастеров по всему миру создают в собственных домашних мастерских своих уникальных мишек для страстных коллекционеров.
Спустя некоторое время моду на дизайнерских тедди подхватили и некоторые производители игрушек. Ganz, Gund, Dean's, Knickerbocker, Grisly Spielwaren и другие известные компании стали выпускать мишек по дизайнерским проектам, тем самым давая возможность многим коллекционерам получить желаемую игрушку по более приемлемой цене. И, поскольку дизайнерские мишки стали доступнее, ряды тедди-коллекционеров стали быстро расти.
Естественным образом возродился интерес к классическим мишкам, созданным в 20-30-х годах XX века. С 70-х годов те первые мишки Тедди то и дело стали появляться на антикварных аукционах кукол и игрушек, а коллекционеры платили за них все больше и больше. В 1994 году мишка фабрики Маргарет Штайф по имени Teddy Girl был продан с аукциона Christie's за 176 тыс. долл. США.
Русские медведи идут!
Для российской публики медведей Тедди открыла в конце 90-х годов прошлого века «Кукольная Галерея Вахтановъ Ирины Мызиной», включавшая европейских и американских мишек в экспозиции своих кукольных выставок. Немедленно возник огромный интерес, как к собиранию медведей, так и к их созданию. В России первой технологию изготовления медведей Тедди начала преподавать в Школе Кукольного Дизайна Светланы Воскресенской пермская художница Наталья Катаева.
Когда работы первых российских художников-теддистов стали соответствовать мировым требованиям, Светлана Воскресенская представила их в 2002 году на суд европейских ценителей на выставке Teddybear Total в немецком Мюнстере. В последующие годы российские теддисты стали активно завоевывать сердца зарубежных коллекционеров своей интеллектуальностью, вкусом, своим особым взглядом на художественный образ медведей. Сейчас весь мир признает за российскими художниками собственный оригинальный стиль в искусстве создания плюшевых медведей и высокий технологический уровень представляемых работ. А знаменитая немецкая художница Хильдегард Гюнцель в коллекции 2005 года дала в руки одной из своих фарфоровых кукол медведя, сделанного по лекалам российской художницы Елены Юровой.