Для всех, кто хоть раз слышал страшилку про «каждый день стирали пеленки», мы собрали полную неожиданных поворотов биографию настоящего чуда человеческой мысли — одноразовых подгузников, которые сейчас можно найти в ближайшем магазине, и главное — отличного качества.
Мох и кроличьи шкурки
Необходимость в детских подгузниках возникла вместе с первым ребенком. На одной из знаменитых картин цикла «Жизнь Христа» итальянского живописца Джотто мы видим туго спеленутого младенца. Видимо, в XIV веке у художника не возникло сомнений, что в далеком Вифлееме за малышами ухаживали точно так же, как в его родной Флоренции.
На самом деле, способы ухода и средства гигиены для младенцев очень различались, в зависимости от эпохи и географического положения. Мамам приходилось быть очень изобретательными: в ход шли обертки из листьев молочая, шкуры животных. Например, инки в Южной Америке мастерили подгузники из кроличьих шкурок, в которых набивали траву. А эскимосы подкладывали сухой мох и заворачивали ребенка в тюленью шкуру.
Маленьким детям в Китае и сегодня надевают
Пеленки и булавки
В европейских странах традиционно плотно пеленали младенцев в лоскуты из льна, хлопка или шерсти. Это и были предвестники более привычных пеленок. Причем такой «подгузник» могли не менять по несколько дней. Кожная сыпь у малышей при таком подходе была проблемой повсеместной.
Одним из первых «спас» детей не кто иной как философ Жан-Жак Руссо. Хотя воспитание своих детей он доверил казенным учреждениям, он тем не менее издал в 1762 году педагогический роман «Эмиль, или О воспитании», в котором убеждал мам и пап просвещенного XVIII века отказаться от тугого пеленания и чаще подмывать малышей. «Неприличную» книгу сразу после выхода запретили и приговорили к сожжению, тем не менее, она внесла свою лепту в «разложение» родительских умов — и о гигиене детей стали заботиться больше.
Вторым важным историческим фактором стала промышленная революция в Европе. Начавшаяся в 1820 году, она привела к укреплению финансового состояния рабочего класса. А когда в доме простых работяг появилась хорошая мебель, например диван или кресло, остро встал вопрос, как его сберечь.
В XIX веке малыши в Новом и Старом Свете носили квадрат или прямоугольник из льна, хлопчатобумажной фланели или трикотажа, который закрепляли безопасными английскими булавками - изобретение Уолтера Ханта (1849). В 1887 году американка Мария Аллен впервые в истории поставила производство пока еще тканевых подгузников на поток.
В 1940 году Джозеф Лакриц изобретает первый тканевый подгузник, в котором вместо булавок в качестве застежек использовалась пряжка. Еще через пару лет придумали подгузники в форме песочных часов. Однако стоили такие очень дорого, поэтому большинство мам продолжали мастерить подгузники своими руками.
«Лодки» и памперсы
Как и в случае со многими великими изобретениями, сложно сказать, кто же первым придумал “те самые” одноразовые подгузники. Однако принято считать, что их впервые использовала в 1946 году Мэрион Донован, которая надевала маленькой дочке поверх пеленки клеенчатые трусы из занавески от душа. Мэрион получила четыре патента на свои разработки, и назвала свои памперсы боутерами («лодками»).
В 1990-х одноразовые подгузники добрались и до России, очень быстро завоевав любовь молодых мам. Хотя старшее поколение порой ворчало: «Дорого! Мы кипятили пеленки — и вы прокипятите». Самым желанным товаров молодых мам были японские подгузники, которые впитывали влагу лучше всего, и не раздражали нежную детскую кожу.
Но прогресс не стоит на месте. В 2000-х годах вслед за иностранными компаниями появились и первые русские. Подгузники стали тоньше за счет введения сверх абсорбирующей полимерной сердцевины, которая могла поглощать в 50 раз больше жидкости по сравнению с предыдущими моделями. Сейчас подгузники производятся разных размеров, в том числе «штанишки». Проблема пеленочного дерматита сократилась в разы.
Сейчас назвать предложение на российском рынке скудным нельзя — есть огромное количество брендов, предлагающих свои изделия под любой запрос. В последние же годы возрос интерес и к отечественным производителям. Еще одна тенденция на рынке подгузников — производство собственных торговых марок и позиций, которые эксклюзивно представлены в какой-либо торговой сети. Например, у «Пятёрочки» большой популярностью пользуются подгузники Honey Kid. Их выбирает 60% покупателей, которые приобретают детские товары в магазинах сети.
Фактически более половины родителей отдают предпочтение эксклюзивной марке отечественного производства, а не мировым брендам. Важнейший фактор — оптимальное соотношение цены и качества. За последнее крупная сеть будет отвечать уже своим именем, а значит — максимально тщательно контролировать. В случае с указанным выше брендом подгузники проходят десятки различных тестирований от растяжения до контроля протеканий с имитацией веса младенца и проверяются на соответствие ГОСТ и всем необходимым регламентам. На первом месте — безопасность и комфорт маленьких потребителей.
Оглядываясь на прошедшие столетия, можно только удивляться успехам, достигнутым людьми в усовершенствовании подгузников во всем мире, чтобы они помогали детям быть здоровыми и чистыми, а их мамам — меньше уставать и беспокоиться, а больше наслаждаться неповторимым временем родительства.