Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Гипердиагностика или эпидемия: почему детей с аутизмом становится все больше

Никаких анализов, которые бы так или иначе достоверно определили болезнь, не существует. И многим родителям иногда проще думать, что врач «перегибает палку», чем поверить, что у ребенка расстройство развития.

24 сентября 2021
Гипердиагностика или эпидемия: почему детей с аутизмом становится все больше?
Источник:
Getty Images

Диагноз «аутизм» психиатрам известен без малого 80 лет. В 1943 году Лео Каннер описал поведение 11 детей, отметив «красные флажки аутизма» — необычные проявления в поведении, на которые и сейчас в первую очередь обращают внимание врачи.

Методик для реабилитации таких детей тогда не было. тем не менее, один из ребят позднее окончил колледж, еще трое — получили квалифицированную работу.

По сравнению с началом прошлого века сегодня специалисты серьезно продвинулись в изучении этой болезни и научились социализировать людей с аутизмом. Сегодня считается, что полноценной жизнью могут жить более 20% таких пациентов.

Это с одной стороны. А с другой ребятишек с таким диагнозом становится все больше в развитых странах.

И вот, одни уже говорят об эпидемии аутизма, другие же отмахиваются, что надо меньше обследовать детей и больше воспитывать, и все будет нормально. Мол, без всяких диагностик выросли, и таких диагнозом не было.

Где истина, Parents.ru спросил у психофизиолога Виктории Ефимовой.

Виктория Ефимова
Психофизиология

Организатор общеобразовательного форума «Пластичность мозга ребенка 2021», психофизиолог и руководитель клиники «Прогноз»

«Красные флаги»

«Есть эпидемия аутизма или нет? На этот вопрос нет ответа, потому что пока неизвестно, что же такое аутизм. Непонятно, одно это нарушение или это целый комплекс дисфункций, которые проявляются сходным образом в поведении. На самом деле, дети с аутизмом совершенно не похожи друг на друга. Каждый уникален. И хотя во всем мире тратятся огромные суммы на научные исследования аутизма, по-прежнему нет однозначного результата: неизвестно, почему он возникает.

Кроме того, не существует какого-либо анализа, вида диагностики или теста, который бы однозначно подтверждал или не подтверждал наличие аутизма у пациента», — говорит наш эксперт.

Виктория объясняет: врач ставит диагноз на основе наблюдения за поведением ребенка. Так, зарубежные специалисты используют стандартизированные опросники: в них нужно отметить, есть ли какой-то из перечисленных моментов у ребенка. Эти проявления называют «красными флажками». Если их много, то ребенок может получить диагноз.

«Но многие из этих характеристик вполне могут встречаться и у детей без аутизма, — предостерегает психофизиолог от поспешных выводов. — Например, если у ребенка задержка речевого развития или нарушение сенсорной интеграции. Если это аутизм, то „красных флажков“ должно быть много, причем такое поведение будет не раз, и не два. А устойчиво проявляться в разных ситуациях».

«Красные флажки» аутизма

  • Стереотипные движения (встряхивание руками, вращение на месте и т.д.).

  • Трудности во взаимодействии с другими людьми.

  • Избегание контакта «глаза в глаза».

  • Необычная привязанность к предметам. 

  • Задержка речевого развития.

  • Повторение чужих фраз.

  • Тяга к порядку и однообразию.

  • Пониженная чувствительность к боли.

  • Повышенная реакция на звуки (или отсутствие реакции).

  • Повышенная реакция к прикосновениям или поиск прикосновений.

  • Отсутствие чувства опасности.

  • Трудности в выражении своих потребностей.

  • Неуместный смех.

«Для российских родителей аутизм — это трагедия»

В идеале, прежде, чем поставить диагноз, за ребенком наблюдают на протяжении длительного времени — возможно даже нескольких недель. Смотрят, как он ведет себя в разных условиях, как воспринимает разных людей. Чем поведение дома будет отличаться от поведения в кабинете врача. Как он в одной и той же ситуации поведет себя при родителях или при специалистах.

Идеал, который в нашей стране пока что недостижим.

«У нас дети часто получают диагноз после 10-минутной консультации психиатра, — сетует Виктория Ефимова. — Некоторым врачам достаточно увидеть «крылышки» (когда ребенок встряхивает ладонями перед лицом), чтобы вынести свой вердикт. 

Так как не существует никакой объективной диагностики аутизма, открывается слишком широкое пространство для высказывания врачом своего субъективного мнения».

Тут вам и гипердиагностика: чтобы потом не обвиняли, что врач недосмотрел, и, наоборот, отрицание болезни. Многие врачи до сих пор считают, что аутизма не существует. Ребенку со странным поведением в лучшем случае напишут «умственную отсталость», в худшем — диагностируют шизофрению.

Гипердиагностика или эпидемия: почему детей с аутизмом становится все больше?
Источник:
Getty Images

Но отрицанием грешат не только врачи. Еще чаще в диагноз не хотят верить родные маленького пациента — чаще всего именно им требуется помощь психотерапевта, чтобы «принять» болезнь ребенка и жить дальше.

«По моим наблюдениям, в Европе и США родители относятся к тому, что ребенок получил диагноз аутизм, спокойнее, чем в нашей стране, — рассказывает Виктория Ефимова. — Они знают, что государство будет финансово и социально поддерживать ребенка на протяжении всей его жизни. Для родителей в России — это трагедия. Потому что развитие социальных служб, которые должны помогать таким семьям, пока находится в начальной стадии». 

Первые «звоночки»

Редкий врач заговорит о детском аутизме раньше, чем малышу исполнится 3 года. Да и в этом возрасте, возможно, изначально будут искать другие болезни.

Но внимательные родители заметят странности гораздо раньше: ведь аутизм — это нарушение работы организма на всех уровнях. Это и неврологические дисфункции, и нарушения иммунитета, и сбой работы ЖКТ, и проблемы на клеточном уровне.

Признаки заболевания всегда возникают в первые годы жизни. И поэтому, скорее всего, сначала взрослые будут списывать состояние крохи на что угодно, но не на эту аутизм.

«Например, младенец может плохо сосать грудь, у него будут проблемы с глотанием, — говорит психофизиолог. — Также многие замечают проблемы со сном, стойкие запоры или диареи».

И здесь очень важно как можно раньше найти специалиста, который соберет все эти «звоночки» воедино и поставит правильный диагноз. Время здесь играет против вас.

«Чем раньше ребенок начнет получать специализированную помощь, тем более благополучным будет его будущее», — подчеркивает наш эксперт.

В идеале, слабые стороны в развитии нервной системы можно выявить еще до появления «красных флажков».

«Важно провести неврологическую диагностику с помощью приборов и оценить, как идет процесс развития мозга — это можно сделать уже в 3 месяца, — говорит врач. — Тогда есть шанс воспользоваться сензитивными (наиболее благоприятными для развития) периодами, чтобы направить развитие мозга по нормальной траектории. Кроме этого важно улучшать иммунитет и работу желудочно-кишечного тракта».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения