![](https://n1s1.hsmedia.ru/8a/e4/92/8ae4922cb8db137b33b175a990561b41/728x482_1_62f6e7de5a6ee715b17dd0f64aa1f91a@1500x994_0xoLkIF3CB_2925913985917017753.jpg.webp)
В начале этого года в Госдуму внесли законопроект, согласно которому для получения аттестата об основном общем образовании будет достаточно всего двух экзаменов — русского языка и математики. Авторы документа считают, что это упростит детям возможность поступления после 9 класса в колледжи и другие ссузы (средние специальные учебные заведения) России. Но сочинения по литературе никто не отменял. В феврале в школах традционно проходят Лермонтова и его роман «Герой нашего времени». Наш эксперт, литературный критик Мария Фадеева сделала полный разбор произведения, который поможет любому школьникам написать сочинение по литературе на «отлично».
«Герой нашего времени» — единственный завершенный роман Михаила Лермонтова, который появился благодаря «Евгению Онегину». Именно с него началась традиция русской психологической прозы.Прочитав произведение Пушкина, писатель вдохновился и задумал создать нечто столь же новаторское, способное поразить общественность. Так возник образ Печорина — молодого человека с яркой индивидуальностью, воплотившего в себе пороки своего поколения.
Роман переводили на французский, немецкий, польский, чешский и шведский языки. Среди самых известных переводчиков — французский писатель Александр Дюма, а также Владимир Набоков и его сын Дмитрий.
Краткая аннотация: о чем этот роман?
«Герой нашего времени» — философско-психологический роман о жизни отдельно взятого человека на фоне больших исторических событий. Одновременно — трогательный рассказ о любви, личной трагедии, о поисках смысла, роли судьбы.
Роман состоит из пяти частей, которые располагаются в определенном порядке — без соблюдения хронологии. В основу сюжета положена история жизни молодого русского дворянина Григория Печорина. Автор постепенно погружает читателя во внутренний мир своего героя, воплотившего в себе пороки современного ему общества.
Печорин растрачивает жизнь попусту, спускает деньги на женщин и выпивку, проигрывается в азартных играх, ввязывается в дуэль. Он циничен, противоречив, невероятно умен и обаятелен, остерегается всякой веры. Критики относили его образ к категории «лишних людей», которые встречаются в каждом новом поколении. От этого произведение не теряет своей актуальности даже спустя полтора столетия.
Жанр: что это?
Принято считать, что «Герой нашего времени» — это роман. Сам же Лермонтов не стремился четко определять концептуальные рамки своего произведения. Его труд выходит за пределы одной жанровой формы, сочетая в себе элементы новеллы, повести, рассказа и очерков. Сегодня текст можно назвать «романом в рассказах» — форме, которая состоит из нескольких самостоятельных историй, объединенных общей идеей, сеттингом или сквозными персонажами, и составляющих единое цельное произведение.
Конфликт и тема: о чем роман и зачем он написан?
Действие романа разворачивается в 30-х годах XIX века, в эпоху правления Николая I. Это период неопределенности, народных бунтов и укрепления императорской власти путем государственного насилия. Именно в это время произошло восстание декабристов, которое закончилось трагично. Многие его участники лишились своих титулов и оказались сосланы в Сибирь.
Главный герой Печорин выбрал ту же траекторию жизненного пути, что другие молодые люди своего поколения. Став свидетелями декабрьских событий, они утратили веру в императора, потеряли надежду на то, что общество можно преобразовать. Пытаясь найти свое место в жизни, юноши отправлялись на Кавказ, где развернулись военные действия.
Глобально — это история о «лишнем человеке», чьи страсть и горячее желание изменить мир к лучшему оказались неугодны власти, и были либо подавлены, либо нашли применение на войне — не в самой выгодной сфере.
Критики сравнивали образ Печорина с его предшественником Онегиным, замечая схожие черты обоих персонажей. Оба — яркие личности, не сумевшие реализовать свой потенциал. Они разочарованы в жизни, людях и себе самих, а в попытках скрыть внутренние переживания и уязвимость — надевают маску безразличия, чопорности, некоторой манерности.
Написав «Героя нашего времени», Лермонтов предсказал феномен «печоринства». Персонажи со схожими чертами встретятся позже в «Губернских очерках» Салтыков-Щедрина, в образе Тамарина из одноименного романа Михаила Авдеева и в текстах других авторов.
Композиция: как роман устроен?
Роман состоит из пяти отдельных повестей, которые расположены в особом порядке. Нелинейная структура — есть главная особенность романа. Сначала автор знакомит читателя с главным героем, рассказывает о его приключениях, затем — показывает его трагическую смерть, и после снова возвращается в прошлое, погружаясь во внутренний мир персонажа через его личные дневники.
В романе нет привычной экспозиции и общей кульминации. Каждая глава представляет собой отдельную историю со своей структурой — т. е. завязкой, развитием основного действия и развязкой. Финалом же всего романа становится смерть главного персонажа.
Суть такой запутанной композиции в том, чтобы читатель постепенно узнавал настоящего Печорина. По задумке автора к финалу романа мы должны полность изменить свое мнение о герое. Проникнутся его трагедией, понять истинные мотивы его действий и начать сопереживать.
Ключевые особенности стиля: как роман сделан?
В романе три рассказчика: «автор-издатель», Максим Максимыч и сам Печорин. Все они по своему воспринимают и описывают главного героя. Читателю предстают три разных Печорина, каждый из которых дополняет и добавляет объема общему конечному образу.
В начале мы видим Печорина глазами простодушного Максима Максимыча, затем — смотрим на него через восприятие проницательного рассказчика. И наконец — узнаем о Печорине от него самого. Мы получаем доступ к его сокровенным мыслям, проникаем в его внутренний мир, где он уже не пытается казаться кем-то другим.
Многие современники проводили параллели между образами Печорина и самого Лермонтова. Однако полностью отождествлять автора и его героя было бы неправильно. Пусть Печорин и правда вобрал в себя некоторые черты писателя, став самым близким и понятным ему героем, он все же — самостоятельный литературных персонаж.
Основная сюжетная линия — конфликт человека с обществом, превращается то в детектив, то в приключения, то в историю любви, то в повесть о личной внутренней драме, то в психологический роман.
В то же время в «Герое нашего времени» присутствуют все составляющие классического романтического текста: исключительный герой, экзотическая обстановка, любовные драмы и игра с судьбой.
История создания: как велась работа над романом?
Первые наброски образа главного героя — 23-х летнего Григория Печорина, появились в романе «Княгиня Лиговская», начатом в 1836 году, но опубликованном только в 1882-ом, через 41 год после смерти Лермонтова. В 1838 году, во время отпуска, Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени» как над самостоятельным произведением. В период с 1838-го по 1840-й годы появились повести «Бэлла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист».
Впервые роман был опубликован в журнале «Отечественные записки» по главам — в XIX веке такой формат книгоиздания был самым распространенным. Части «Героя нашего времени» больше напоминали отдельные самостоятельные повести, и даже читатели воспринимали их не как продолжение романа, а как отдельные истории о Печорине.
Изначально порядок выхода частей был не таким, каким мы знает его сейчас. В 1839 году вышла «Бэла», затем «Фаталист». В 1840 году — «Тамань». В том же году в печати появилось отдельное издание романа в двух книгах. В него вошли «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина» и «Княжна Мери».
В 1841 году опубликовано второе отдельное издание с предисловием Лермонтова. Оно и стало каноническим
Реакция критиков и контекст: как роман был воспринят?
«Герой нашего времени» сразу же привлёк внимание читателей и стал предметом обсуждения в частных письмах и салонных разговорах. Критики же в своих отзывах разделились на два лагеря.
Одни, — среди них Виссарион Белинский, Фаддей Булгарин, Степан Шевырёв, — приняли роман одобрительно, поддержав демократические идеи, отраженные в тексте, и тонкий психологизм личности Печорина и других персонажей, а также оценив уникальность композиции, новаторские идеи в плане стилистики и поэтический язык текста.
Белинский отметил самоанализ героя как ключевую черту, которая придает роману исключительную важность в контексте современного ему общества. Фаддей Булгарин, известных своими консервативными взглядами, воспринял «Героя нашего времени» с неожиданным восхищением: «Лучшего романа я не читал на русском языке».
Другие критики отзывались о романе скорее негативно. Многие их них не видели разницы между образом Печорина и личностью его создателя и осуждали Лермонтова за безнравственность. Один из первых откликов на книгу появился в журнале «Маяк». Автор Степан Бурачок обвинил Лермонтова в том, что он заложил в основу произведения изначально ложные романтические идеи.
Его позиции разделял и сам император Николай I. Прочитав роман, он выразил разочарование по поводу главного героя. Император был уверен, что настоящий «героем нашего времени» должен быть Максим Максимыч, — простодушный добряк, «русская душа», а вовсе не самоуверенный, напыщенный Печорин.
Мнение Николая I повлияло на дальнейшую судьбу Лермонтова. В 1840 после дуэли с Эрнестом де Барантом (сыном французского посла) император без колебаний отправил писателя в ссылку на Кавказ.
Основные события: что происходит?
«Бэла»
В начале мы знакомимся с историей, которую рассказывает автору штабс-капитан Максим Максимыч во время их встречи на Кавказе.
Прапорщик Григорий Печорин скучает во время службы в горных краях. Чтобы развлечься, он совершает сделку с Азаматом, сыном местного князя, и обещает украсть для него коня у черкеса Казбича. В обмен Азамат соглашается похитить для Печорина свою сестру Бэлу, которая нравилась и Казбичу.
Из-за равнодушия Печорина к реакции горцев случается трагедия: Азамат уходит из семьи, а его отец погибает от руки Казбича. Печорин теряет интерес к Бэле, но девушка уже успела в него влюбиться. Казбич похищает и убивает её. В конце Печорина переводят в грузинский полк.
«Максим Максимыч»
В этом эпизоде автор-рассказчик впервые встречается с Печориным и детально описывает его облик, используя выразительные детали. При этом он отмечает, что Григорий Александрович был холоден и безразличен к штабс-капитану, а также стремился поскорее завершить разговор.
Максим Максимыч передаёт рассказчику дневник Печорина, который становится основой для следующих частей повествования (после смерти героя во время путешествия в Персию).
«Тамань»
Эту историю описывает сам Печорин в своем дневнике, отзываясь о не как о «забавном приключении». Он останавливается в Тамани, малоизвестном месте, где проводит ночь у слепого мальчика.
Из-за скуки и любопытства Печорин начинает следить за мальчиком и обнаруживает, что тот вместе с красивой девушкой и неким Янко занимаются контрабандой. Печорин придумывает девушке имя Ундина, что означает «русалка».
Печорин встречается с Ундиной и вскоре отправляется с ней на свидание на лодке. Однако она пытается утопить его, так как знает, что он раскрыл их секрет. Но Печорин сбрасывает её в реку. Девушка и другие контрабандисты скрываются, забрав вещи Печорина. Он сожалеет, что вторгся в жизнь этих людей и нарушил ее мирных ход.
«Княжна Мери»
Во время отдыха в Пятигорске Печорин вновь «забавы ради» играет чувствами людей (Грушницкого, Мери, Веры), но здесь же открывает часть души перед читателем, объясняя свои поступки. Он считает, что не способен сделать кого-либо счастливым, ценит собственную свободу и одновременно зависит от мнения окружающих.
В этой истории несколько кульминаций: сцена признания княжны Мери, дуэль Печорина и Грушницкого. Развязкой служит отъезд Веры.
«Фаталист»
В одной из казачьих станиц среди офицеров разгорелась дискуссия о предопределённости судьбы. Один из них, серб Вулич, заявил, что он фаталист и верит в то, что всё в жизни предопределено. Он предложил пари, в котором поставил на кон свою жизнь. Участвовать в этом споре согласился только Печорин, заявив, что Вулич сегодня умрёт.
Тем же вечером Вулич выстрелил себе в висок, но по счастливой случайности — из-за осечки, — остался жив. Но спустя несколько часов во время пьяной драки Вулича убил казак. Печорин, потрясенный трагедией, решил проверить свою судьбу. Он вызвался поймать казака, и даже забрался в его дом через окно. Этой ночью он выжил. Но несмотря на испытание, фаталистом главный герой все же не стал.
Краткая карточка произведения
История создания
Лермонтов работал над романом в период с 1838 по 1840-е годы. Предположительно в это же время появились поэмы «Демон», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», и около двадцати стихотворений, среди которых «Поэт», «Дума», «Три пальмы», «Молитва». Сначала «Герой нашего времени» выходил частями в журнале «Отечественные записки» в 1839-1840-ом годах, а затем отдельным изданием как цельное произведение.
1. Смысл названия
Романе Лермонтов показал современную ему Россию — описал человеческие типажи, ценности и взгляды людей и поместил их в контекст исторических событий эпохи. Само название «Герой нашего времени» — метафора, которую следует понимать иносказательно, поскольку Печорин — воплощение пороков своего поколения.
2. Жанр произведения
Психологический и социальный роман, сочетающий в себе элементы новеллы, очерков, повести и рассказа. Сегодня «Героя нашего времени» можно назвать романом в рассказах. Он состоит из нескольких разных историй, объединенных одной идеей и главным героем — Печориным.
3. Тема, идея и проблематика
Роман выдающейся личности, которая страдает сама и приносит страдания другим. Лермонтовский Печорин — это собирательный образ молодого русского дворянина 1830-х годов. Его литературных «портрет», состоящий из покров целого поколения. Действия происходят в современной автору России — в эпоху «безвременья», когда после войн и политических репрессий общество обнищало «духовно» и морально, а устаревшие установки мешают развитию страны в целом.
4. Композиция и ключевые моменты сюжета
Роман состоит из пяти разных повестей, которые объединены сквозными персонажами и общей сюжетной линией, и расположены в тексте в произвольном порядке, т. е. без соблюдения хронологии.
Кадры из фильма: «Герой нашего времени» (2006).