Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов. Анализ произведения

Готовимся к сочинению

5 февраля 2025

В начале этого года в Госдуму внесли законопроект, согласно которому для получения аттестата об основном общем образовании будет достаточно всего двух экзаменов — русского языка и математики. Авторы документа считают, что это упростит детям возможность поступления после 9 класса в колледжи и другие ссузы (средние специальные учебные заведения) России. Но сочинения по литературе никто не отменял. В феврале в школах традционно проходят Лермонтова и его роман «Герой нашего времени». Наш эксперт, литературный критик Мария Фадеева сделала полный разбор произведения, который поможет любому школьникам написать сочинение по литературе на «отлично».

Мария Фадеева
Литература

писательница, литературный критик

«Герой нашего времени» — единственный завершенный роман Михаила Лермонтова, который появился благодаря «Евгению Онегину». Именно с него началась традиция русской психологической прозы.Прочитав произведение Пушкина, писатель вдохновился и задумал создать нечто столь же новаторское, способное поразить общественность. Так возник образ Печорина — молодого человека с яркой индивидуальностью, воплотившего в себе пороки своего поколения.

Роман переводили на французский, немецкий, польский, чешский и шведский языки. Среди самых известных переводчиков — французский писатель Александр Дюма, а также Владимир Набоков и его сын Дмитрий.

Краткая аннотация: о чем этот роман?

«Герой нашего времени» — философско-психологический роман о жизни отдельно взятого человека на фоне больших исторических событий. Одновременно — трогательный рассказ о любви, личной трагедии, о поисках смысла, роли судьбы.

Роман состоит из пяти частей, которые располагаются в определенном порядке — без соблюдения хронологии. В основу сюжета положена история жизни молодого русского дворянина Григория Печорина. Автор постепенно погружает читателя во внутренний мир своего героя, воплотившего в себе пороки современного ему общества.

Печорин растрачивает жизнь попусту, спускает деньги на женщин и выпивку, проигрывается в азартных играх, ввязывается в дуэль. Он циничен, противоречив, невероятно умен и обаятелен, остерегается всякой веры. Критики относили его образ к категории «лишних людей», которые встречаются в каждом новом поколении. От этого произведение не теряет своей актуальности даже спустя полтора столетия.

Жанр: что это?

Принято считать, что «Герой нашего времени» — это роман. Сам же Лермонтов не стремился четко определять концептуальные рамки своего произведения. Его труд выходит за пределы одной жанровой формы, сочетая в себе элементы новеллы, повести, рассказа и очерков. Сегодня текст можно назвать «романом в рассказах» — форме, которая состоит из нескольких самостоятельных историй, объединенных общей идеей, сеттингом или сквозными персонажами, и составляющих единое цельное произведение.

Конфликт и тема: о чем роман и зачем он написан?

Действие романа разворачивается в 30-х годах XIX века, в эпоху правления Николая I. Это период неопределенности, народных бунтов и укрепления императорской власти путем государственного насилия. Именно в это время произошло восстание декабристов, которое закончилось трагично. Многие его участники лишились своих титулов и оказались сосланы в Сибирь.

Главный герой Печорин выбрал ту же траекторию жизненного пути, что другие молодые люди своего поколения. Став свидетелями декабрьских событий, они утратили веру в императора, потеряли надежду на то, что общество можно преобразовать. Пытаясь найти свое место в жизни, юноши отправлялись на Кавказ, где развернулись военные действия.

Глобально — это история о «лишнем человеке», чьи страсть и горячее желание изменить мир к лучшему оказались неугодны власти, и были либо подавлены, либо нашли применение на войне — не в самой выгодной сфере.

Критики сравнивали образ Печорина с его предшественником Онегиным, замечая схожие черты обоих персонажей. Оба — яркие личности, не сумевшие реализовать свой потенциал. Они разочарованы в жизни, людях и себе самих, а в попытках скрыть внутренние переживания и уязвимость — надевают маску безразличия, чопорности, некоторой манерности.

Написав «Героя нашего времени», Лермонтов предсказал феномен «печоринства». Персонажи со схожими чертами встретятся позже в «Губернских очерках» Салтыков-Щедрина, в образе Тамарина из одноименного романа Михаила Авдеева и в текстах других авторов.

Композиция: как роман устроен?

Роман состоит из пяти отдельных повестей, которые расположены в особом порядке. Нелинейная структура — есть главная особенность романа. Сначала автор знакомит читателя с главным героем, рассказывает о его приключениях, затем — показывает его трагическую смерть, и после снова возвращается в прошлое, погружаясь во внутренний мир персонажа через его личные дневники.

В романе нет привычной экспозиции и общей кульминации. Каждая глава представляет собой отдельную историю со своей структурой — т. е. завязкой, развитием основного действия и развязкой. Финалом же всего романа становится смерть главного персонажа.

Суть такой запутанной композиции в том, чтобы читатель постепенно узнавал настоящего Печорина. По задумке автора к финалу романа мы должны полность изменить свое мнение о герое. Проникнутся его трагедией, понять истинные мотивы его действий и начать сопереживать.

Ключевые особенности стиля: как роман сделан?

В романе три рассказчика: «автор-издатель», Максим Максимыч и сам Печорин. Все они по своему воспринимают и описывают главного героя. Читателю предстают три разных Печорина, каждый из которых дополняет и добавляет объема общему конечному образу.

В начале мы видим Печорина глазами простодушного Максима Максимыча, затем — смотрим на него через восприятие проницательного рассказчика. И наконец — узнаем о Печорине от него самого. Мы получаем доступ к его сокровенным мыслям, проникаем в его внутренний мир, где он уже не пытается казаться кем-то другим.

Многие современники проводили параллели между образами Печорина и самого Лермонтова. Однако полностью отождествлять автора и его героя было бы неправильно. Пусть Печорин и правда вобрал в себя некоторые черты писателя, став самым близким и понятным ему героем, он все же — самостоятельный литературных персонаж.

Основная сюжетная линия — конфликт человека с обществом, превращается то в детектив, то в приключения, то в историю любви, то в повесть о личной внутренней драме, то в психологический роман.

В то же время в «Герое нашего времени» присутствуют все составляющие классического романтического текста: исключительный герой, экзотическая обстановка, любовные драмы и игра с судьбой.

История создания: как велась работа над романом?

Первые наброски образа главного героя — 23-х летнего Григория Печорина, появились в романе «Княгиня Лиговская», начатом в 1836 году, но опубликованном только в 1882-ом, через 41 год после смерти Лермонтова. В 1838 году, во время отпуска, Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени» как над самостоятельным произведением. В период с 1838-го по 1840-й годы появились повести «Бэлла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист».

Впервые роман был опубликован в журнале «Отечественные записки» по главам — в XIX веке такой формат книгоиздания был самым распространенным. Части «Героя нашего времени» больше напоминали отдельные самостоятельные повести, и даже читатели воспринимали их не как продолжение романа, а как отдельные истории о Печорине.

Изначально порядок выхода частей был не таким, каким мы знает его сейчас. В 1839 году вышла «Бэла», затем «Фаталист». В 1840 году — «Тамань». В том же году в печати появилось отдельное издание романа в двух книгах. В него вошли «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина» и «Княжна Мери».

В 1841 году опубликовано второе отдельное издание с предисловием Лермонтова. Оно и стало каноническим

Реакция критиков и контекст: как роман был воспринят?

«Герой нашего времени» сразу же привлёк внимание читателей и стал предметом обсуждения в частных письмах и салонных разговорах. Критики же в своих отзывах разделились на два лагеря.

Одни, — среди них Виссарион Белинский, Фаддей Булгарин, Степан Шевырёв, — приняли роман одобрительно, поддержав демократические идеи, отраженные в тексте, и тонкий психологизм личности Печорина и других персонажей, а также оценив уникальность композиции, новаторские идеи в плане стилистики и поэтический язык текста.

Белинский отметил самоанализ героя как ключевую черту, которая придает роману исключительную важность в контексте современного ему общества. Фаддей Булгарин, известных своими консервативными взглядами, воспринял «Героя нашего времени» с неожиданным восхищением: «Лучшего романа я не читал на русском языке».

Другие критики отзывались о романе скорее негативно. Многие их них не видели разницы между образом Печорина и личностью его создателя и осуждали Лермонтова за безнравственность. Один из первых откликов на книгу появился в журнале «Маяк». Автор Степан Бурачок обвинил Лермонтова в том, что он заложил в основу произведения изначально ложные романтические идеи.

Его позиции разделял и сам император Николай I. Прочитав роман, он выразил разочарование по поводу главного героя. Император был уверен, что настоящий «героем нашего времени» должен быть Максим Максимыч, — простодушный добряк, «русская душа», а вовсе не самоуверенный, напыщенный Печорин.

Мнение Николая I повлияло на дальнейшую судьбу Лермонтова. В 1840 после дуэли с Эрнестом де Барантом (сыном французского посла) император без колебаний отправил писателя в ссылку на Кавказ.

Основные события: что происходит?

«Бэла»

В начале мы знакомимся с историей, которую рассказывает автору штабс-капитан Максим Максимыч во время их встречи на Кавказе.

Прапорщик Григорий Печорин скучает во время службы в горных краях. Чтобы развлечься, он совершает сделку с Азаматом, сыном местного князя, и обещает украсть для него коня у черкеса Казбича. В обмен Азамат соглашается похитить для Печорина свою сестру Бэлу, которая нравилась и Казбичу.

Из-за равнодушия Печорина к реакции горцев случается трагедия: Азамат уходит из семьи, а его отец погибает от руки Казбича. Печорин теряет интерес к Бэле, но девушка уже успела в него влюбиться. Казбич похищает и убивает её. В конце Печорина переводят в грузинский полк.

«Максим Максимыч»

В этом эпизоде автор-рассказчик впервые встречается с Печориным и детально описывает его облик, используя выразительные детали. При этом он отмечает, что Григорий Александрович был холоден и безразличен к штабс-капитану, а также стремился поскорее завершить разговор.

Максим Максимыч передаёт рассказчику дневник Печорина, который становится основой для следующих частей повествования (после смерти героя во время путешествия в Персию).

«Тамань»

Эту историю описывает сам Печорин в своем дневнике, отзываясь о не как о «забавном приключении». Он останавливается в Тамани, малоизвестном месте, где проводит ночь у слепого мальчика.

Из-за скуки и любопытства Печорин начинает следить за мальчиком и обнаруживает, что тот вместе с красивой девушкой и неким Янко занимаются контрабандой. Печорин придумывает девушке имя Ундина, что означает «русалка».

Печорин встречается с Ундиной и вскоре отправляется с ней на свидание на лодке. Однако она пытается утопить его, так как знает, что он раскрыл их секрет. Но Печорин сбрасывает её в реку. Девушка и другие контрабандисты скрываются, забрав вещи Печорина. Он сожалеет, что вторгся в жизнь этих людей и нарушил ее мирных ход.

«Княжна Мери»

Во время отдыха в Пятигорске Печорин вновь «забавы ради» играет чувствами людей (Грушницкого, Мери, Веры), но здесь же открывает часть души перед читателем, объясняя свои поступки. Он считает, что не способен сделать кого-либо счастливым, ценит собственную свободу и одновременно зависит от мнения окружающих.

В этой истории несколько кульминаций: сцена признания княжны Мери, дуэль Печорина и Грушницкого. Развязкой служит отъезд Веры.

«Фаталист»

В одной из казачьих станиц среди офицеров разгорелась дискуссия о предопределённости судьбы. Один из них, серб Вулич, заявил, что он фаталист и верит в то, что всё в жизни предопределено. Он предложил пари, в котором поставил на кон свою жизнь. Участвовать в этом споре согласился только Печорин, заявив, что Вулич сегодня умрёт.

Тем же вечером Вулич выстрелил себе в висок, но по счастливой случайности — из-за осечки, — остался жив. Но спустя несколько часов во время пьяной драки Вулича убил казак. Печорин, потрясенный трагедией, решил проверить свою судьбу. Он вызвался поймать казака, и даже забрался в его дом через окно. Этой ночью он выжил. Но несмотря на испытание, фаталистом главный герой все же не стал.

Краткая карточка произведения

История создания

Лермонтов работал над романом в период с 1838 по 1840-е годы. Предположительно в это же время появились поэмы «Демон», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», и около двадцати стихотворений, среди которых «Поэт», «Дума», «Три пальмы», «Молитва». Сначала «Герой нашего времени» выходил частями в журнале «Отечественные записки» в 1839-1840-ом годах, а затем отдельным изданием как цельное произведение.

1. Смысл названия

Романе Лермонтов показал современную ему Россию — описал человеческие типажи, ценности и взгляды людей и поместил их в контекст исторических событий эпохи. Само название «Герой нашего времени» — метафора, которую следует понимать иносказательно, поскольку Печорин — воплощение пороков своего поколения.

2. Жанр произведения

Психологический и социальный роман, сочетающий в себе элементы новеллы, очерков, повести и рассказа. Сегодня «Героя нашего времени» можно назвать романом в рассказах. Он состоит из нескольких разных историй, объединенных одной идеей и главным героем — Печориным.

3. Тема, идея и проблематика

Роман выдающейся личности, которая страдает сама и приносит страдания другим. Лермонтовский Печорин — это собирательный образ молодого русского дворянина 1830-х годов. Его литературных «портрет», состоящий из покров целого поколения. Действия происходят в современной автору России — в эпоху «безвременья», когда после войн и политических репрессий общество обнищало «духовно» и морально, а устаревшие установки мешают развитию страны в целом.

4. Композиция и ключевые моменты сюжета

Роман состоит из пяти разных повестей, которые объединены сквозными персонажами и общей сюжетной линией, и расположены в тексте в произвольном порядке, т. е. без соблюдения хронологии.

Кадры из фильма: «Герой нашего времени» (2006).

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения