В современном мире вопрос зависимости от гаджетов становится всё более актуальным. И если взрослые ещё могут осознать свою привязанность к устройствам, то дети, родившиеся в цифровую эпоху, оказываются заложниками этой реальности. О том, как найти баланс между пользой и вредом гаджетов, рассказывает эксперт телеканала «Доктор», детский нейропсихолог, клинический психолог Кира Макарова.
Гаджеты: друзья или враги
«Гаджеты уже вошли в нашу жизнь, они есть и будут, — говорит Кира Владимировна. — Вопрос только в том, как научиться самому пользоваться этим детищем прогресса». И действительно, гаджеты — это не зло сами по себе. Они могут быть полезными, если использовать их с умом.
Однако реальность такова, что многие родители сами невольно приучают детей к гаджетам. «Сначала это используется как средство освобождения себя от ребёнка, — объясняет эксперт. — А потом, когда гаджет начинает занимать всё внимание ребёнка, все винят детей. Но начинать нужно с себя».
Когда гаджет становится опасным
Одной из главных проблем является отсутствие контроля над временем, проведённым за устройствами. Родители часто жалуются, что дети часами смотрят короткие видео, не запоминая ни одного из них. «Мышление требует глубины, — поясняет психолог. — А быстрое перелистывание контента мешает ребёнку развивать когнитивные способности».
Особенно важно понимать, что зависимость от гаджетов формируется постепенно, и её ключевой признак — навязчивое желание снова и снова возвращаться к устройству. «Для детей это пагубно, — предупреждает эксперт. — Ведь каждый час их жизни — это развитие. И если всё время уходит на гаджеты, страдает их познавательная сфера».
Цифровой детокс: как организовать жизнь ребёнка
Кира Макарова акцентирует внимание на том, что гаджеты не должны становиться врагом. «Не нужно воевать с гаджетами. Вы проиграете. Вместо этого нужно найти рычаги, точки соприкосновения, взять от них всё полезное», — говорит она.
Вот несколько советов от эксперта:
Показывайте пример. Дети смотрят на родителей. Если вы сами постоянно в телефоне, ребёнок будет копировать ваше поведение.
Ограничивайте время. «Организуйте день так, чтобы на гаджеты выделялось определенное время, — советует Кира Владимировна. — Например, утром и вечером».
Заменяйте гаджеты полезной деятельностью. Предлагайте ребёнку занятия, которые увлекут его в реальном мире: спорт, творчество, прогулки.
Контролируйте контент. Установите полезные приложения: развивающие программы, логические игры, познавательные каналы.
Не используйте гаджеты как предмет торга. «Любой шантаж непродуктивен, — предупреждает эксперт. — Если вы подарили ребёнку телефон, он принадлежит ему, и манипулировать этим нельзя».
Если зависимость уже сформировалась
Многие родители задаются вопросом, как поступить, если ребёнок уже стал «зависимым» от гаджетов, демонстрирует истерики при их отсутствии и не хочет заниматься ничем другим. Ответ психолога прост: начинать нужно с себя.
«Предлагайте ребёнку совместное времяпрепровождение, — говорит она. — Мир прекрасен и многообразен, всегда можно найти, чем заняться. Важно показать, что гаджет — это не главное в жизни, а только инструмент».
Также важно помочь ребёнку выработать баланс между делом и развлечением. «Делу — время, потехе — час. Этот принцип актуален и сегодня», — напоминает эксперт.
Гаджеты — не враги, а союзники
Вместо того чтобы запрещать гаджеты, важно научить детей использовать их с пользой. «Всё есть яд, всё есть лекарство, вопрос только в дозе», — подчёркивает Кира Владимировна.
Гаджеты могут стать отличным инструментом для обучения, развития и общения. Главное — не позволять им занимать центральное место в жизни ребёнка. «Извлекаем из гаджетов пользу и отдаем им второстепенную роль, — подытоживает эксперт. — Не даем им главного места в нашей жизни».
Заключение
Воспитание детей в цифровую эпоху — это вызов, с которым сталкиваются все родители. Но, как утверждает психолог Кира Макарова, секрет успеха в том, чтобы не воевать с гаджетами, а учиться использовать их во благо.