Когда видишь финансовые сводки курсов валют, читаешь новости о международных компаниях и брендах, которые из-за санкций ушли с российского рынка, невольно появляется вопрос о товарах первой необходимости, например, продуктах для маленьких детей.
Особенно, если на руках младенец и есть трудности с грудным вскармливанием. Специализированное детское питание все время должно быть под рукой.
Уже сейчас торговые сети обеспокоены возможными перебоями с поставками из-за разрыва логистических цепочек. Покупатели, предвидя риск дефицита, сметают сухие смеси с полок магазинов.
В Минсельхозе тоже подтвердили, что часть компаний «испытывают временные трудности» с поставками зарубежных компонентов. Но «отдельные сложности с логистикой решаются за счет оперативного изменения маршрутов поставок» и переориентации на альтернативных поставщиков.
А ведь многие молочные смеси производятся зарубежными брендами. Нет ли риска в том, что они исчезнут с прилавков или цена станет в разы выше? Стоит ли опасаться дефицита детских товаров и покупать что-то впрок?
Молочные смеси
- Действительно, среди самых продаваемых сухих смесей* преобладают зарубежные бренды. Лидерами являются NESTOGEN и NAN (швейцарская компания Nestle), NUTRILON от голландской компании «Нутриция», «МАЛЮТКА» (АО «ДП «Истра-Нутриция»), SIMILAC американского производителя «Abbot».
Отечественные молочные смеси тоже есть в ассортименте — Nutrilak и белорусская смесь «БЕЛЛАКТ». Но их доля значительно меньше.
По мнению аналитиков исследовательской компании NTech, значительных перебоев поставок смесей не должно возникнуть. У иностранных компаний из этого списка есть производство на территории России, налажены логистические поставки сырья. Санкции не коснутся продуктов питания, к которым относится эта категория. Так что российские компании продолжают работать в штатном режиме.
Если рассуждать теоретически, то соотношение иностранных и российских игроков может меняться. Но даже если кто-то уйдет с рынка, его место быстро займут. К тому же отечественный производитель может нарастить свою долю.
Что будет с ценой детских смесей? Точный прогноз в условиях нестабильного курса доллара и евро дать сложно. Скорее всего, торговые сети будут стараться сдерживать цены на доступном для потребителя уровне, но стоимость может расти за счет удорожания сырья, логистики, упаковки и увеличения валютного курса.
Наши читатели уже отмечают, что цены на детские смеси выросли.
«Мы покупаем дочери смесь Friso gold — еще несколько дней назад она стоила на маркетплейсе 699 рублей за 800 граммов. Сейчас банка стоит 1509 рублей. Подгузники тоже подорожали, причем в три раза. Видимо, нужно спешно приучать дочь к горшку — памперсы становятся не по карману», — рассказал Parents молодой отец Артем Сердюк.
Детское пюре
По данным исследовательской компании NTech, соотношение популярных брендов на российском рынке выглядит следующим образом:
В категории «Пюре мясное и мясорастительное» лидерами являются компании «Фрутоняня», «Тёма», «Агуша», «Бабушкино Лукошко», GERBER.
По объемам продаж пюре овощных (а также овощи-фрукты) всех опережают «Фрутоняня», «Агуша», GERBER, «Сады Придонья», «Бабушкино Лукошко».
Повышенным спросом среди фруктовых и ягодных пюре пользуется продукция «Фрутоняня», «Агуша», HEINZ ФРУТОKIDS, GERBER.
Как видно из этого перечня, отечественные бренды «Фрутоняня», «Бабушкино Лукошко», «Сады Придонья» пользуются популярностью у российских потребителей. Проблем с детским питанием не будет. Они — лидеры продаж и объемов должно хватить, чтобы исключить дефицит. При самом неблагоприятном раскладе в случае необходимости российские производители смогут оперативно расширить линейку товаров, увеличить мощности, чтобы заполнить нишу.
Остальные торговые марки — представительства иностранных компаний с собственным производством на территории России. Даже если сырье для изготовления не местное, у крупных производителей уже налажены свои логистические каналы. Серьезных проблем с доставкой возникнуть не должно.
Изменение транспортных маршрутов может повлечь за собой удорожание стоимости продукта. Но и в этом случае есть запасной вариант: например, производитель может перейти на местное сырье. Но это теоретические рассуждения. На сегодняшний день все работают в прежнем режиме.
Представители АО «Прогресс» (производитель «Фрутоняня») сообщили, что они не прекращают поставки, но сконцентрируются на наиболее популярных товарах и временно перестанут отгружать товар по сниженным ценам.
Кстати, сегодня многие производители заявили, что временно отменили промо, это общая тенденция. Она может измениться в будущем.
Danone (производят «Агушу») тоже официально заявил, что останется на российском рынке.
Товары для детей
Подгузники
Признанный лидер продаж — Pampers и Huggies. Последние несколько лет азиатские бренды пытаются завоевать свою долю на российском рынке. Многие мамы говорят, что их продукция удобнее, качественнее и лучше. Единственный минус — это цена, которая на порядок выше других иностранных.
Могут ли азиатские производители подгузников стать лидерами на нашем рынке? Вряд ли. Скорее всего, их доля существенно увеличится, потеснив зарубежных конкурентов.
Учитывая тенденцию подорожания логистических и транспортных услуг, упаковки, сырья, растущий валютный курс, можно ожидать, что стоимость подгузников тоже будет расти, что уже подтвердил наш читатель.
Хорошая новость в том, что на российском рынке есть свои производители подгузников. Среди них «Ушастый Нянь», «Солнце и Луна», GlorYes! , «Пампусики», «Леля», Greenty, «Пелигрин», «Конопуша». Вероятно, многие молодые мамы, в стремлении сэкономить, обратят внимание именно на них.
*Данные исследовательской компании NTech по крупным сетям: X5, «Магнит», «Дикси», Metro, «Ашан», «О'Кей», «Лента», «Глобус», «Детский мир» за декабрь 2021 — начало февраля 2022 года.