Многие мамы знают, что маленьким детям не стоит давать сахар. Тем не менее, анализы показывают: малыши с раннего возраста знакомы с этим продуктом: он есть и в грудном молоке, и в детских смесях и даже в детском питании. Более того, сахар попадает в организм ребенка даже, когда он еще в утробе матери — вместе с ее питанием. Дети чуть постарше едят подслащенные продукты и пьют сладкие напитки чуть ли не каждый день
Но как чрезмерное употребление сахара в таком раннем возрасте повлияет на здоровье человека в будущем? Чтобы выяснить это, исследователи из Университета Южной Калифорнии воспользовались естественным экспериментом, проведенным после Второй мировой войны в Великобритании. В 1953 году здесь отменили десятилетний запрет на сахар и сладости.
Пока действовало это ограничение, взрослые получали примерно 220 граммов сахара на неделю и около 340 граммов сладостей каждые четыре недели. Эта норма потребления сопоставима с современными рекомендациями по питанию в Великобритании, в том числе для беременных женщин и детей дошкольного возраста.
При этом, когда нормы отменили, употребление сахара увеличилось вдвое практически за одну ночь!
«Для среднестатистического взрослого человека ежедневное потребление сахара резко возросло с 41 грамма в 1953 году до примерно 80 граммов к 1954 году, и этот высокий уровень сохранялся в течение нескольких лет, — пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Science. — Другие исследования показали, что потребление сахара детьми также увеличилось более, чем в 2 раза. И это сильно ухудшило здоровье зубов».
Отдельно исследователи анализировали данные о здоровье людей, которые в момент были совсем маленькими или же еще даже не появились на свет. Оказалось, что самыми важными являются первые 1000 дней с момента зачатия, то есть период беременности и возраст примерно до 1 года 8 месяцев. Если в этот период ограничить сахар, то к 50-60 годам риск развития диабета и гипертонии снижается примерно на 35% и 20% соответственно. А если эти заболевания и развиваются, то на 2-4 года позднее, чем у тех, кого не ограничивали в сахаре.