Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Дочь жалуется, что воспитатель в детском саду обижает ее, психолог говорит, что это её фантазии на фоне стресса — кто прав?»

На вопрос отвечают юрист и психолог

17 декабря 2024
«Дочь жалуется, что воспитатель в детском саду обижает ее, психолог говорит, что это её фантазии на фоне стресса — кто прав?»
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

«Здравствуйте! Моя дочь пошла в детский сад. В период адаптации приходила в сад со слезами, но вечером я забирала ее с хорошим настроением. Недели через полторы дочь начала жаловаться на одну из воспитателей, что та толкает и бьёт её. Жаловалась часто. Воспитатель как-то подходила к нам отговорила, что у ребёнка так проявляется стресс, она не вступает в контакт с другими детьми, просится домой.

Позже жалобы ребёнка продолжались. Воспитатель говорила, что дочь начинает играть, заниматься. Потом воспитатель как-то позвонила и посоветовала нам обратиться к психологу за консультацией, потому что дочь уже давно говорит педагогу, что та её бьёт и толкает, и это беспокоит воспитателя. Я разговаривала с психологом детского сада. Она обещала побеседовать с ребёнком. Также дочь рассказывает, что играет с воспитателем, который её «обижает». Видим, что воспитатель занимается с детьми: оформляет выставку детских работ после занятий, ведёт страничку группы для родителей в соцсети. Как разобраться в этой ситуации?».

Анна, 32 года

Психолог

Практикующий психолог, коуч по детско-родительским отношениям.

Конечно, не стоит сразу устраивать скандал — юридически решить вопрос вы всегда успеете. Необходимо сначала прояснять ситуацию со всеми ее участниками: воспитателем, педагогом, психологом, самим ребёнком и, возможно, родителями других детей.

Чтобы выяснить, детские это фантазии или реальность, стоит понаблюдать за дочерью. Во-первых, подумайте о том, склонна ли она в принципе к чрезмерным фантазиям, было ли уже такое, что она говорила то, чего в реальности никогда не происходило. Все дети фантазируют, но некоторые придумывают небывалые вещи слишком часто.

Во-вторых, постоянно обсуждайте с дочерью ее жизнь в садике. Задавайте самые разные вопросы: что ей нравится в саду, а что нет, как зовут новых друзей, воспитателя, какие поделки они вместе делают и так далее. Главное, не спрашивать напрямую о ситуациях, когда её обижал воспитатель. Если ребенок склонен к излишнему фантазированию, то поймёт, что тема вам интересна, и будет продолжать придумывать.

Если же не делать акцент на этой ситуации, то можно по ответам дочери понять, что в саду к ней действительно как-то не так относятся. Или же, наоборот, убедиться, что ничего обидного в отношении неё воспитатель не делал.

«Дочь жалуется, что воспитатель в детском саду обижает ее, психолог говорит, что это её фантазии на фоне стресса — кто прав?»

Необходимо без негатива, спокойно поговорить с воспитателем и педагогом. Выяснить, как давно ребёнок начал жаловаться на воспитателя. Если всё началось с первых недель посещения сада, то, вероятно, ребёнок действительно проживает период адаптации, у него стресс. Некоторые дети очень привязаны к мамам, кроме того тяжело сходятся с новыми людьми. Чтобы не испытывать негативных эмоций, не ходить в сад, они стараются манипулировать — например, говорят, что им там плохо, что их обижают. Также важно выяснить, что значит «воспитатель толкает ребенка». Одно дело толкать с агрессией, и совсем другое — слегка подталкивать с целью направить, например, в группу, на прогулку, присоединиться к играм с другими детьми.

Узнайте, подталкивала ли когда-либо воспитательница девочку. Можно поговорить и с родителями других детей. Очень редко бывает так, что воспитатель обижает только одного ребенка. Обычно агрессия распространяется на всех или нескольких детей, и это зависит от характера воспитателя. Спросите у родителей, поступают ли от их детей аналогичные жалобы.

Что касается психолога, то я бы посоветовала обратиться за помощью к стороннему специалисту, то есть психологу или коучу, который не имеет отношения к этому конкретному детскому саду. Пусть он поговорит с ребёнком и разберётся, фантазии это или девочку реально обижают. После разговора со всеми участниками ситуации и похода к не заинтересованному в конфликте специалисту выстроится целостная картина происходящего и будет чёткое понимание, что нужно делать дальше.

«Дочь жалуется, что воспитатель в детском саду обижает ее, психолог говорит, что это её фантазии на фоне стресса — кто прав?»
Адвокат

Член Адвокатской палаты Московской области

Следует отметить наличие устойчивой практики, когда работники дошкольных образовательных организаций привлекаются к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Прежде всего имеются в виду ситуации применения физической силы к детям, а также оставление их без присмотра (если это повлекло травмирование ребёнка или его самовольный уход за территорию организации).

Ответственности учебного учреждения наступает в случае, если указанные выше примеры (травма, самовольный уход, физическое насилие) получили объективное подтверждение и не вызывают споров. Что касается рассматриваемой ситуации, когда ребёнок высказывает неконкретные, неопределенные жалобы, то требуется постоянный контакт с администрацией детского сада и педагогическими работниками для выяснения причин беспокойства ребёнка.

При наличии сведений о каких-то конкретных фактах неисполнения (ненадлежащего исполнения) работниками своих обязанностей по отношению к ребёнку будет возможно обсуждение вопроса об ответственности. Следует иметь в виду, что в качестве доказательств может выступать информация на любых носителях, способная засвидетельствовать интересующее событие.

Для справки: Каждая образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, обеспечивающие их жизнь и здоровье (п. 2 ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Действия администрации и работников детского сада при ненадлежащем исполнении своих обязанностей в отношении ребёнка могут быть квалифицированы по п. «б» ч. 2 ст. 238 Уголовного кодекса РФ как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, предназначенных для детей в возрасте до шести лет. Данное преступление относится к категории тяжких с наиболее строгим наказанием в виде лишения свободы на срок до шести лет.

Психологическая карточная игра

Психологическая карточная игра
Реклама. ООО "Яндекс"
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения