«Моей дочери 5 лет, и она не хочет ни с кем здороваться. Ни с ребятами своего возраста, ни со взрослыми, ни с близкими. Спрашиваем у нее, что случилось, почему она не здоровается. Отвечает, что не хочет, иногда говорит, что стесняется. Как правильно себя вести в этой ситуации? Краснеем за нее». Ирина, 39 лет.
В младшем и среднем дошкольном возрасте (до 5 лет) у ребенка происходит активное развитие нравственных чувств, которые связаны с определенными правилами поведения. А также формируются социальные эмоции, помогающие взаимодействию ребенка с другими детьми и взрослыми и влияющие на появление новых интересов, потребностей, мотивов. Малыш усваивает определенную систему социальных ценностей, правил поведения в обществе.
И в это же время, при переходе от младшего дошкольного возраста к среднему и старшему, у ребенка происходит очередной возрастной кризис.
У 4-5-летних детей начинают возникать личные желания — «хочу — не хочу».
Для того чтобы разобраться в вопросе нежелания девочки здороваться с близкими людьми, сверстниками, взрослыми, можно смоделировать ситуацию знакомства или встречи сказочных героев. Напомню, что для 5-летних детей игра — по-прежнему ведущий вид деятельности.
Малыши любят сказки и часто ассоциируют себя с кем-то из героев. Поэтому через игру родители могут узнать причины такого поведения, которые ребенок в разговоре с ними объяснить не может.
Также нужно не забывать, что у каждого человека, и маленького малыша в том числе, есть свой темперамент. Если дочь говорит маме, что она стесняется говорить какие-то слова приветствия, то, возможно, это и есть ответ на вопрос.
Если девочка сама по себе застенчивая, ей трудно даются коммуникации, то она действительно чувствует смущение при встрече с кем-либо. Родителям стоит прислушаться к ее словам, отнестись с пониманием к этому, не заставлять дочку оправдываться или через силу вести беседу, чтобы выглядеть в глазах окружающих вежливой.
В этом случае нужно помочь ребенку приобрести уверенность в себе, научить преодолевать робость. Опять же в этом может помочь моделирование ситуации знакомства или встречи. Например, поиграть «в магазин». Этот сценарий всегда начинается со слов приветствия — продавец обращается к покупателям.
Далее можно перенести модель уже на реальные условия, заходя в магазин, в кинотеатр и т. п., напомнить ребенку, как во время игры вели себя персонажи, как приветствовали друг друга.
Хотелось бы посоветовать родителям больше времени уделять общению с детьми — моральные нормы, правила поведения и этикета усваиваются в процессе коммуникации и социального взаимодействия.