– Возможно, многие мамы и папы удивятся: как можно навредить своему крошке, ведь мы его помощники! В том-то и дело, что чрезмерное внимание и опека могут сыграть отрицательную роль. Я знала маму, которая не могла уснуть из-за беспокойства, собран ли портфель у 7-летнего сына. В итоге она вставала и докладывала нужные учебники. Или бабушка, которая 9-класснику носила портфель. Воистину, любовь не знает границ, вот только любовь ли это?
Движение к развитию и автономности заложено в человеке с рождения. Только появившись на свет, малыш уже многое умеет делать сам: зевать, сосать, дышать, смотреть, ходить в туалет. Постепенно, примерно с четырех месяцев, он начинает все меньше и меньше нуждаться во взрослом. Сначала начинает заниматься игрушками сам и проводить некоторое время без мамы, потом учится садиться, затем ходить. Ребенку очень нравится учиться, и при правильной поддержке взрослого он быстро и с удовольствием осваивает новые действия.
Я сам!
Ответа на вопрос, в каком возрасте у малыша точно должно развиться какое-то умение, не существует. Даже родные братья и сестры редко начинают говорить и ходить в одно время. В психологической литературе описаны наиболее благоприятные периоды, на протяжении которых развиваются те или иные навыки.
Например, к концу 12-го месяца ребенок должен сам пытаться пить из чашки, а к концу 18-го месяца — есть ложкой. Но кто-то может научиться этому и раньше, поэтому сравнивать детей между собой нет никакого смысла, так же как искать поводы для беспокойства. Другое дело, когда окружающий мир не вызывает у ребенка интереса его познавать, или необходимые умения не проявляются в указанный период — тогда нужно обратиться к специалисту.
Ухаживать за полостью рта грудничка доктора советуют чуть ли не с рождения. А когда появляются первые зубы, отправляемся за детским гигиеническим набором. При сегодняшнем выборе зубных паст, щеток и разных «гаджетов» процедуру чистки зубов можно превратить в игру-удовольствие и ежедневный ритуал. И не важно, что результат вначале будет так себе — не боги горшки обжигают!
Шаг за шагом без раздражения, с улыбкой учите малыша и помогайте — дочищайте зубки, пока он сам не сможет выполнять эту процедуру правильно. А для этого ребенок как минимум должен уметь уверенно держать в руке предметы и воспринимать правила безопасности: не есть зубную пасту, не засовывать щетку в горло и пр. Можно вместе почитать книжку о зайчике, к которому пришла зубная щетка, а потом рассказать об этом любимым куклам, а еще лучше — сводить их в ванную комнату на полезную процедуру.
Чего в процессе обучения нужно избегать:
насилия и негативных эмоций;
истерик и криков;
одергивания и поторапливания;
осуждения и высмеивания;
гиперопеки.
Что поможет справиться с задачей:
позитивный настрой и юмор;
ролевые игры;
личный пример;
похвала, причем хвалить надо правильно — поддерживать не эго ребенка: «Ты молодец», а действие: «Ура, у тебя получилось».
разнообразие, скука — не лучший союзник.
Мама, мне надо пи-пи
Приучение к горшку, как и навыки самообслуживания, происходит постепенно. Примерно к году ребенок начинает замечать и обращать внимание на то, что с ним происходит, а к полутора годам начинает предупреждать о позывах сходить в туалет. Внимательные родители замечают: малыш замедляется, может остановиться, покраснеть, а потом и сообщить, что он уже что-то сделал в штанишки.
Вначале следует назвать вещи своими именами, а потом показать, где и как ребенок может освободиться. Но до приучения к горшку важно, чтобы он почувствовал неудобство мокрых и испачканных штанишек. Ведь если он постоянно в подгузниках, откуда ему знать, что дискомфорт случается из-за результатов его жизнедеятельности?
Родители могут терпеливо объяснять, как надо поступать, чтобы не было неприятностей. Хорошо, если близкие замечают, когда малыш писает — после еды или после сна, и предупреждали эти моменты, высаживая на горшок. А памперс надевать только на прогулку или ночной сон — тогда ребенок быстрее начнет понимать, что такое горшок.
Один из распространенных этапов познания мира и себя — игра ребенка с какашками. Заметили? Не бросайтесь на него с громкими криками! Малыш воспринимает эту «красоту» как часть себя и может испытывать гордость от того, что сам ее произвел. Естественно, ему хочется во все это поиграть, и надо дать ему такую возможность — до тех пор, пока у него не появится чувство отвращения: плохо пахнет.
Ошибки воспитания
– Грань между помощью и опекой очень тонкая, и за нее несут ответственность родители, — подчеркивает наш эксперт. — Только они, наблюдая за малышом, знают, что он способен сделать сам, а где еще пока ему нужна помощь.
Самостоятельность и инициативность — качества, в которых у ребенка имеется естественная потребность. Важно давать их проявлять всегда, но особенно — до 9 лет.
Если ребенку в этом возрасте не позволять активно изучать мир и пробовать свои возможности, то у него вместо автономии, могут развиться стыд, вина и сомнение в своих силах. А это потом так или иначе отразится на его доверии к себе, уверенности или неуверенности. Заметьте, у малыша нет ни стыда, ни вины, ни сомнений, он открыт всему новому, активно повторяет новые движения, радуется успехам. Задача взрослых — не заглушить это стремление, а поддержать его: быть рядом, хвалить, помогать, но не делать за него.
Это как с проблемой: кормить или не кормить? Большинство родителей выбирают первый вариант, мол, ребенок голодным останется, да и еду разбрасывает. Но послушайте, вы в этот момент заботитесь о собственном удобстве и образе идеальной мамы («у меня ребенок всегда чистый и аккуратный»), а не о его развитии! И в каком возрасте он, бедняга, научится распознавать чувство насыщения, если ложку за ложкой ему по очереди предлагают мама и бабушка?
То же самое и с приучением к горшку. По статистике, до 40-х годов XX века дети к году осваивали горшок примерно в 90% случаев. Сейчас таких малышей — всего около 30%, а возраст окончательного формирования навыка сместился к четырем и даже шести годам. О чем это говорит? О том, что родители не позволяют детям действовать самостоятельно.
Чувствовать свое тело, его сигналы, управлять позывами, терпеть, если надо, — это задача ребенка и начало ответственности за себя. И важно дать возможность формироваться этим навыкам в свое время, так как все в процессе развития ребенка закономерно и последовательно. Только ребенок знает, полный у него желудок или нет, чистая ли попа… А взрослые рядом для того, чтобы помочь обнаружить эти неудобства и исправить, пока малыш неспособен сделать это сам.