Принято считать, что к детсадовскому возрасту ребенок должен научиться решать простые бытовые задачи: пользоваться столовыми приборами, мыть руки, убирать игрушки. Отчасти так и есть. Человек проходит определенные стадия развития, об этом можно почитать, скажем, у советского психолога Льва Выготского, описавшего их с поразительной точностью. Известно, когда примерно ребенок начинает поднимать голову, встает на ноги, когда более-менее развивается мелкая моторика и он может справиться с «молнией» или пуговицами.
Многие бытовые навыки действительно формируются в три года, равно как другие — в пять лет, в семь, в двенадцать, в течение всей жизни. Три года — вообще удивительный возраст: ребенок, например, понимает, что, помимо него, есть другие люди, есть целый мир. До этого дети, играя в прятки, закрывают глаза ладошкой и думают, что спрятались. И только потом приходит осознание: если не вижу я, это не значит, что меня никто не видит. В три года человек впитывает все как губка, легко учится и перенимает модели поведения родителей.
Говоря о стадиях развития, не стоит впадать в крайность. Человек не развивается по секундомеру. В четыре года не читает и не убирает за собой игрушки? Следует задуматься, почему так происходит, а не ругать и муштровать, стоя над душой
Культура подражания
Один из секретов в том, чтобы делать разные дела вместе, а не заставлять. Ребенка практически невозможно специально научить, но можно создать условия, в которых он будет сам с удовольствием осваивать знания и навыки. Если папа и мама читают, он тоже непременно начнет читать, ведь это его семейная культура. А если родители, придя с работы, без сил падают на диван и отсылают ребенка читать, лишь бы не мешался под ногами, то книга станет для него не лучшим другом, а заклятым врагом. То же самое произойдет, если отнимать якобы неподходящие книги: «Тебе слишком рано это читать». И в других ситуациях родителям точно так же достаточно быть рядом и постараться не отбить желание познавать мир.
Свод золотых правил
Не требуйте от ребенка того, что не делаете сами или делаете, но не на виду. Хотите приучить чистить зубы? Занимайтесь этим вместе, а не по очереди. Дети учатся самостоятельности, подражая взрослым. В какой-то момент они берут в руки ложку не потому, что им запретили есть руками, а потому, что все вокруг едят с помощью ложки. Аналогичная ситуация со шнурками. Ребенок сначала наблюдает, как их завязывает папа, мама, потом в нем просыпается желание повторить. Главное — не мешать его попыткам, не торопить и не уставать помогать.
Вместе веселее
Волнуетесь о мелкой моторике? Не стоит. Играйте в игры, лепите из пластилина, весело проводите время, этого достаточно. Очень важно, чтобы у родителей были свои увлечения, чтобы сын или дочь видели: здорово заниматься тем, что нравится! Это лучший пример, который взрослые могут подать детям. Увлеченные родители с большей вероятностью пробудят в ребенке желание самому творить, читать, учиться, чем какие-то упражнения. Выбирайте занятия, которые будут интересны вам обоим. Если чем-то заняты, например приготовлением ужина, необязательно прерываться, предложите ребенку помочь: перебрать крупу, нарезать или промыть овощи, разложить салфетки и приборы. Он будет рад побыть с вами вместе, поделать то же, что делаете вы.
Нельзя приказывать, эмоционально унижать. Нет ничего хуже, когда взрослые говорят: «Тебе уже три года, а ты до сих пор не умеешь…» Научиться-то он научится, а вот отношения вы подпортите. Не сравнивайте с другими детьми и не ругайте, если что-то не получается. Разлил суп? Просто возьмите тряпку и вытрите: этим вы покажете, что ничего страшного не случилось, что проблему можно решить таким вот образом. Он и так смущен из-за случившегося, выговор от мамы лишь создаст чувство вины. Впредь ребенок будет бояться лишний раз проявить инициативу, только бы снова не почувствовать на себе ваш гнев.
Помогайте, когда необходимо. Если ребенок неправильно держит вилку, не надо переучивать или, что еще хуже, бить по рукам. Достаточно спросить: «Тебе удобно? Смотри, а можно еще вот так держать». Будьте на равных, учите взаимопомощи. Забудьте фразу: «Пока не сделаешь сам — никуда не пойдем». Таким образом вы демонстрируете, что сильный может подавлять слабого. Ребенок — ваш любимый человек, а не объект воспитания. Вы ведь не откажете супругу или супруге в просьбе погладить одежду или приготовить ужин, сходить вечером в кино, так чем он хуже? Не бойтесь разбаловать, оказывая помощь. Человека нельзя испортить любовью.
Оставайтесь на стороне ребенка, если кто бы то ни было, включая воспитателей, родственников, знакомых, начнет ругать его, говорить, что разбаловали и другие дети в этом возрасте давно все делают сами. Ваша задача — защищать его, а не переделывать в угоду чужим людям ради их удобства.
Позвольте выбирать. Самостоятельность — это ведь не просто умение делать что-то по указке: «Почисти зубы». Это в первую очередь умение формулировать желания, принимать решения, его и надо развивать. Пусть ребенок выбирает не только мультфильмы, игрушки или книги для чтения, но и одежду, еду, занятия. Естественно, это не противоречит тому, что родители, как близкие люди, должны находиться в этот момент рядом, оказывать поддержку, помогать советом.
И самое главное: не стоит переживать о том, чему научился ребенок, соответствуют ли его навыки возрасту, по мнению посторонних. Просто будьте рядом, любите, поддерживайте и получайте удовольствие от его детства.
Больше полезных материалов о правильном питании — в нашем канале на