Это расстройство диагностируется среди детей и подростков. Распространенность СДВГ в мире составляет порядка 3–8%. В странах с развитой экономикой процент заболевания может быть выше.
Главная причина появления синдрома кроется в аномальном развитии центральной нервной системы и неравномерном формировании структур головного мозга. У людей с СДВГ более тонкая префронтальная кора, которая отвечает за внимательность, самоконтроль и регуляцию эмоций.
Как можно помочь детям бороться с этим недугом, расскажет доктор, кандидат медицинских наук Александр Юрьевич Шишонин, у которого есть опыт лечения. Какой же?
А.Ю. Уже из названия заболевания становится ясно, каковы симптомы и беды болезни. Нет усидчивости, дети не могут сосредоточиться на учебе, внимание рассеяно, успеваемость низкая… Это приводит к тому, что в будущем дети могут столкнуться с низкой социальной успешностью, высоким риском асоциальных проявлений со всеми вытекающими.
Расстройству могут быть одинаково подвержены дети обоих полов. У мальчиков главной особенностью является гиперактивность, а у девочек — снижение концентрации внимания. Такие дети и сами психуют, и весь класс заводят. А еще у них может происходить смена маниакально-депрессивных состояний.
Маниакальность — это когда у ребенка очень хорошее настроение, он возбужден, носится как угорелый. А потом вдруг срывается в депрессию, сидит, смотрит в одну точку, ничего не хочет, никого не видит. Понятно, что такой ребенок не может нормально учиться, нормально усваивать материал, общаться.
Врачи выделяют три подвида СДВГ:
— с преобладанием дефицита внимания, когда человек не может сосредоточиться, рассеян, забывчив;
— гиперактивный и импульсивный, при этом подвиде человеку сложно долго находиться в одной позе и сдерживать эмоциональные порывы;
— объединяет в себе признаки первого и второго, встречается чаще других.
И как же сегодня врачи лечат плохое СДВГ?
А.Ю. СДВГ еще недостаточно изучен, не все специалисты знают критерии оценки. Многие не понимают, как диагностировать и лечить заболевание, что может приводить к серьезным ошибкам.
Если говорить о лечении, то есть разные способы. Среди них — когнитивно-поведенческая терапия, она получила множество обоснований с точки зрения науки. То есть статистика подтвердила эффективность этого метода, и он вошел в арсенал доказательной медицины.
Это действительно хороший метод! Он представляет собой активный диалог с разными игровыми элементами между терапевтом и пациентом. Но это очень дорогой метод, как и любая психотерапия. Причем детская психотерапия может быть значительно дороже взрослой, потому что она в разы сложнее.
Так. И каковы черты начинающегося синдрома, на которые родители должны обратить внимание, чтобы поймать на дальних подступах?
А.Ю. Беспокойство, склонность к периодическим зависаниям в дурном настроении, депрессии, плохое поведение и агрессивность, ребенку говорят: «Сядь спокойно!» — а он не может. Я сейчас быстро пробегусь по настораживающим признакам, а потом пройдемся по ним и причинам, вызывающим СДВГ, подробнее…
Итак, родителям стоит насторожиться, если младенчик часто срыгивает. Если ребенок плохо спит, если частые кровотечения из носа, если кислый запах изо рта. Если его укачивает в машине. Если он боится ездить или застрять в лифте. Если у него проблемы в школе, прежде всего с русским языком и литературой. Если он вообще плохо учится, убегает из дома… Всё это могут быть предвестники начинающегося или уже начавшегося СДВГ.
Какова же причина СДВГ?
А.Ю. Она, к сожалению, весьма распространена в современном мире — хроническое кислородное голодание мозга. Банальная нехватка кислорода в головном мозге и может вызывать указанные симптомы. Человек как будто все время придушен, поэтому детей и тянет двигаться побольше, чтобы продышаться, выйти куда-то на открытое место. У многих возникает боязнь замкнутого пространства.
Вот, например, на лифте ребенок почему-то не любит ездить или хочет из класса выбежать во время урока… Недостаток кислорода! Профессор Ратнер, незаслуженно забытый нашей медициной, называл это хронической гипоксией головного мозга. А возникает это состояние, как прекрасно описано в монументальной работе Ратнера «Неврология новорождённых», в результате скрытых родовых травм новорождённых. И то состояние, названное им хронической гипоксией головного мозга, которое отражается на поведении, успеваемости, точь-в-точь соответствует сегодняшнему синдрому дефицита внимания и гиперактивности! Но никаких других работ, кроме ратнеровских, утверждающих эту связь, нет. А Ратнером это было гениально описано еще в прошлом веке.
Как проходит лечение в Вашей клинике?
А.Ю.
Благодаря всестороннему подходу наших специалистов признаки СДВГ у детей становятся менее явными. Они обучаются правильно взаимодействовать с социумом, концентрировать внимание, управлять собственным телом и справляться со стрессом. Здоровье для полноценной жизни закладывается в детстве — важно не игнорировать первые звоночки проблем и не думать, что все само пройдет. Не стоит упускать время!