Любой взрослый понимает, что время — один из самых ценных ресурсов, но как эту идею вложить в голову ребенка, для которого есть только понятие настоящего? Своим опытом о том, как научить детей чувствовать время, поделилась автор книги «Дом как маленькое государство», мама двух дочек, амбассадор семьи, дома и уюта Диана Ходаковская.
Сегодня умение грамотно распоряжаться своим временем ценится очень высоко. Обучать ребенка ориентации в часах можно уже в дошкольном возрасте. Хотя в этот период ребенок считает, что время безразмерное, чем раньше взрослый научит его грамотно распоряжаться столь ценным ресурсом, тем лучше. Тайм-менеджмент — это не встроенный навык, поэтому «прокачать» его будет полезно не только ребенку, но и взрослому.
Лучшее обучение для ребенка — это демонстрирование собственного опыта. Дети впитывают образ жизни и образ мыслей родителей, поэтому взрослым стоит не только говорить, как правильно пользоваться временем, но и показывать это на своем примере. Существует множество техник по обучению тайм-менеджменту, рассмотрим те, которые будут понятны в детском возрасте.
1. Составление плана на день или неделю
Чтобы планирование вошло у ребенка в привычку, нужно давать ему возможность принимать участие в составлении распорядка дня или недели. Лучше всего заниматься этим в воскресенье, перед началом недели. Не только обговорите свои планы, но и пропишите их. Для этого можно подарить ребенку ежедневник или планер. На рынке предлагается много вариантов, в том числе и в детском оформлении.
Школьникам будет удобен ежедневник, оформленный в виде дневника. Такой формат им привычен и удобен, поскольку видна сразу вся неделя. Детям помладше можно свои «дела» рисовать или оформлять с помощью соответствующих наклеек: мишка в кровати — пора спать, картинка с игрушками — пришло время убраться, книжка — почитать и так далее.
Работе с планером ребенка тоже можно обучить. Для этого нужно вместе с ним проработать несколько привычек:
планировать всю неделю наперед, оставляя пустые графы для срочных дел;
каждый вечер перед сном проговаривать планы на завтра. Когда ребенок знает, что его ждет, он чувствует себя спокойнее и увереннее;
если ребенок уже умеет писать сам, не мешайте ему составлять список дел, не ругайте за ошибки, а лучше дайте возможность проявить творчество. Можно для этого использовать фломастеры, текстовыделители и наклейки, чтобы отмечать, например, приятные дела и необходимые обязанности;
приучите детей писать все пометки от руки. Сегодня появилось много разных гаджетов для планирования дел, однако пока ребенок пишет рукой, он больше вовлекается в процесс и обдумывает дальнейшие действия.
2. Анализ задач по матрице Эйзенхауэра или расстановка приоритетов
На самом деле, умение выстраивать приоритеты — это то, чему родители обязаны научить своих детей. Это пригодится не только в повседневной жизни, но и во время учебы и даже работы. Например, школьнику нужно пройти тестирование. Объясните, что всегда стоит начинать с простых задач, а только потом заниматься тем, что дается тяжело. Матрица Эйзенхауэра как раз наглядно показывает, как правильно разграничить свою жизнь на продуктивную и непродуктивную, делая важное и не тратя время на ненужное. В момент заполнения таблицы включается стратегическое мышление.
Суть метода в том, чтобы разделить все задачи на четыре группы:
Важные и срочные. Сюда нужно записать дела, которые нельзя отложить, то есть если не выполнить их вовремя, могут произойти неприятности: подготовить уроки на завтра, экстренно посетить врача и прочее.
Важные, но несрочные. Сюда обычно попадают задачи, о которых забывают. Кажется, что если они несрочные, то и делать их необязательно. Например, поделка в школу или садик, которую нужно сдать на следующей неделе.
Срочные, но неважные. Одна из самых непонятных для ребенка категорий. Здесь находятся задания, которые отвлекают от основной деятельности. Можно прокачать умение говорить «нет» на ажиотаж от сверстников, которые вовлекают в срочные дела других.
Неважные и несрочные. В эту группу, как правило, относят дела, которые можно назвать поглотителями времени. Они нужны для перезагрузки мозга, когда ему нужно отвлечься: отдых, прогулка с друзьями, просмотр мультфильмов.
Для начала позвольте ребенку самому расставить свои дела в таблицу, а потом обсудите его решение. Почему определенные пункты попали в конкретную ячейку? По каким причинам ребенок посчитал что-то важным, а что-то нет? Бывает, что детям не нравятся конкретные обязанности, поэтому они их относят в последнюю категорию. Спросите, чем вы можете ему помочь, а заодно объясните, что дела, требующие особого внимания и концентрации, стоит выполнять в первой половине дня. Сделал сложное и неприятное дело — и оно больше не висит над тобой тяжелым грузом.
3. Техника маленьких шагов или разделение задач на части
Взрослые понимают, что большого слона можно «съесть» только маленькими кусочками. Техника маленьких шагов — это мощный психологический прием, позволяющий добиться главной цели. Первое время родителям стоит помогать ребенку с формулированием микроцелей и следить за их выполнением, а затем просто наблюдать за ходом рассуждений повзрослевшего чада. Здесь нужно последовательно выполнять маленькие задачи.
Формулирование цели. Это может быть подготовка школьного проекта, участие в соревнованиях или утренниках и даже покупка дорогой игрушки или гаджета.
Определение подзадач. Разработка плана по достижению основной цели считается самым трудоемким этапом, поэтому родителю стоит помочь ребенку разделить «слона» на части. При этом те самые части должны быть четкими и конкретными.
Установка дедлайнов. Если цель нужно достигнуть к определенной дате, то важно проговорить это и определить время на выполнение каждой подзадачи. При этом необходимо учитывать темперамент ребенка и правильно рассчитать сроки.
Поддержка во время выполнения задач. Важно отмечать каждый маленький шаг, достигнутый на пути к цели, и подбадривать ребенка. Это будет хорошей мотивацией доделать начатое в настоящем, а также станет подспорьем в достижении больших целей в будущем. Напоминайте, что каждый шаг важен, поскольку приближает к цели. Научите детей использовать слово «пока», объясняя, что у него пока не получается, а потом он все сможет.
Техника маленьких шагов применима не только в тайм-менеджменте. Знакомить детей со взрослой жизнью в целом нужно плавно. Рекомендуется на собственном примере встраивать ребенка в свою жизнь, чтобы он видел, как вы справляетесь с ней. Часто взрослые изолируют детей от решения многих проблем, сохраняя безмятежное детство, однако с возрастом нужно привлекать их к решению семейных вопросов. Таким простым образом вы сможете прививать свои моральные ценности, а если не привьете, то это сделают школа и другие люди.
4. Календарь или доска с заданиями для наглядности
Маленькие дети любят все яркое и красочное, школьники постарше оценят технологичные вещи, поэтому в зависимости от возраста ребенка можно купить настенный календарь, магнитную, маркерную, меловую или пробковую доску, чтобы дела на каждый день всегда были перед глазами.
Современным школьникам необходимо запоминать и держать в голове гораздо больше, чем их ровесникам много лет назад. Поэтому многие дела просто забываются. Чтобы все самое важное оставалось на виду, можно использовать чек-листы: выполнил задачу — отметил галочкой или наклейкой.
Малышам легче дается обратный отсчет, поэтому научить их следить за временем помогут адвент-календари. Сегодня много таких календарей изготавливается к Новому году или Рождеству, однако этот метод можно применить и к другим важным датам. Там можно отмечать дни рождения всех членов семьи, дни соревнований, концертов, контрольных работ и прочих важных дат.
Настенная доска может стать хорошим планером. Вписывайте туда все секции и кружки детей, а также отмечайте время, которое уйдет на дорогу. Тогда ребенок будет видеть, сколько у него остается часов на отдых, прогулки и игры. Составляйте расписание занятий с учетом возраста и характера ребенка, чтобы не перестараться в погоне за новыми рекордами и отличными оценками.
5. Мотивация для ребенка
Для того, чтобы ребенок приучался следить за своим временем, рекомендуется замечать его победы, а не поражения. Мотивацией могут стать поощрительные призы, наклейки или другие награды за дисциплинированность и пунктуальность. Полученные наклейки можно обменять на вкусный торт, например.
Не стоит забывать и о личном примере. Маленьким детям нравится быть похожими на папу или маму, поэтому смело показывайте им свои ежедневники, чтобы они наглядно увидели, что за временем следят и взрослые.
Однако во время подбадривания и мотивации всегда нужно обращать внимание на состояние ребенка. Дети, как и взрослые, могут находиться в разном расположении духа. Бывает, что они не хотят ничего и буквально выгорают. В такой период следует снизить нагрузку, поскольку мотивировать можно бесконечно, но детям надо несколько часов в день просто ничего не делать. Взрослые часто об этом забывают из-за того, что сегодня время идет быстро и хочется все успеть, плюс много соблазнов.
Говорить с детьми о тайм-менеджменте можно в любом возрасте, просто для малышей лучше называть это другим словом, например, порядок. Задача заботливого взрослого научить ребенка управлять своим временем так, чтобы его хватало на все, что для него важно: игры, отдых, развитие, помощь родителям и общение с друзьями. Однако важно не переусердствовать. Чтобы ребенок получал удовольствие от процесса обучения, используйте разные приемы в зависимости от его возраста. Не бойтесь экспериментировать, ведь дети любят все взрослые лайфхаки, поэтому превращайте науку о тайм-менеджменте в игру и дополнительную возможность провести время вместе с ребенком.