Черная рука, гроб на колесиках, красное пятно, зеленые пальцы — эти детские страшилки популярны до сих пор. Наши дети просто обожают их рассказывать и пугать ими малышей. Почему так происходит, как реагировать взрослым на испуг ребенка, услышавшего очередную страшилку, как помочь ему преодолеть страх и надо ли это делать, мы спросили у детского психолога.
Откуда есть и пошли детские страшилки
Как ни странно, но с первыми персонажами-злодеями детей знакомим мы, родители.
Это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Став постарше, дети принимают от нас эстафету, населяя свой мир другими, но все равно такими же ужасными персонажами и происшествиями. Психологи давно заметили, что в детской страшилке традиции волшебной сказки проецируются на реальные проблемы, с которыми сталкивается ребенок в своей жизни. Не зря ведь главными действующими лицами страшилок становятся обычные дети. Они сталкиваются с предметом, который по ходу развития сюжета начинает вредить всем и каждому.
Сюжет, как и положено в сказке, незамысловат и строится по принципу: предупреждение или запрет — нарушение — наказание тех, кто ослушался. Есть страшилки и со счастливым концом: вызванная детьми или взрослыми полиция, или любая другая подмога наводит порядок и арестовывает (прогоняет) тех, кто напугал детей. Как правило, современные страшилки — это синтез из услышанного, увиденного и придуманного. Наряду с крылатым, зубастым невиданным зверем в них могут появляться полицейские, роботы, великаны, привидения. Так что у многих детских страшилок есть вполне «приземленная роль»: показать ребенку, что старших надо слушаться. Обычно ужасы происходят, когда нарушается запрет или не принимается во внимание предупреждение.
Страшилки не сводятся только к сюжету. Не менее важна обстановка, в которой они рассказываются. Как правило, это происходит в темноте, обязательно в более-менее многочисленной компании детей в отсутствие взрослых.
Зачем они нужны? Детские небылицы дают ребенку возможность воспроизвести, а потом успешно пережить страшную ситуацию. Страшилки позволяют также проявить творческую фантазию. Слушая и рассказывая страшилки, ребенок учится контролировать свои эмоции.
Какими бывают детские страшилки
Лучшей классификации, чем у молодого стажера Рахманина из книги Эдуарда Успенского «Красная рука, Черная простыня, Зеленые пальцы» не придумаешь. Он разделил детские небылицы на понятные ужасы, ужасы научно-фантастические и самые ужасные ужасы. Первая группа — это традиционные рассказы, связанные со скелетами, вампирами, Красным печеньем, с котлетами, в которых обнаруживается вдруг человеческий ноготь.
Например: «У одних девочек была мама, а папы не было. И к маме часто приходили гости. Они с мамой веселились всю ночь и уходили. А дети ничего этого не помнили, потому что им вечером мама давала Красное Печенье, и они все забывали. И еще у них было пианино красное. Однажды они играли на пианино, нажали кнопочку, пианино отъехало, и открылся ход. Дети туда спустились, там был подвал со светом, и там сидели дядьки без голов, и Красное Печенье делали из их мозгов. И тогда все забывалось. Дети позвали полицию, и она всех арестовала».
Или: «У одной женщины был мальчик. Они пошли в гости к другой тетеньке. А та пригласила делать котлеты ведьм. Ведьмы принесли корзину ногтей и стали делать котлеты. В каждую котлету они клали ноготь. Котлета с синим ногтем досталась мальчику. Когда он ее съел, у него заболел живот. Ему сделали операцию и вытащили синий ноготь. Но мальчик умер».
Современная страшилка: «Маленькая девочка шла по улице и увидела магазин, которого раньше не было. Вывеска гласила, что в нем продаются мобильники с огромной скидкой. Девочка купила себе мобильник. Пришла с ним в школу, стала слушать все мелодии подряд, а вместо последней мелодии были записаны детские крики „Вытащите нас отсюда“. Девочка заявила об этом в полицию. Когда магазин накрыли, в его подвале обнаружили цех по сборке мобильников, в котором работали безногие дети, а руководила ими злая ведьма».
Научно-фантастические ужасы связаны с Черной смертью из канализации, Фотографией из колодца, Космическими гипнотизирующими глазами, монстром, который представляет собой нечто среднее между человеком и летучей мышью.
Например: «Два путешественника шли через лес. Вдруг они увидели древний замок. Они взломали дверь и вошли. На втором этаже они разошлись по разным коридорам. Один из них попал в большую комнату с картинами на стенах. Он просмотрел все комнаты. Подойдя к последней, он закричал и умер. Второй прибежал на помощь, но, взглянув на картину, тоже умер, потому что на картине были нарисованы космические глаза».
Или: «В одной пустыне шла экспедиция. И вдруг на пути — колодец. Одного геолога решили туда опустить. Его долго опускали, вдруг он дико закричал и задергался. Когда его достали, он был мертвый и седой. Тогда вместо него опустили фотоаппарат. Фотоаппарат что-то сфотографировал.
Вот стали проявлять пленку. Проявщик как взглянул на нее, так страшно закричал и умер. Его помощник догадался сжечь фотографию, не заглядывая в нее. Он понял, что эта фотография может погубить сотни людей.
Так никто и не узнал, что же было там, в этом пустынном колодце».
Необъяснимые ужасы — это Красная Рука, Черная простыня, Женщина к красным лицом, Зеленые пальцы и т.д.
Например: «Одна семья получила новую квартиру. А там было красное пятно на стене. Его не успели замазать. И вот утром девочка видит, что мама ее умерла. А пятно стало еще ярче.
На другой день ночью девочка спит и чувствует, что ей очень страшно. И вдруг она видит, что из красного пятна высовывается рука и тянется к ней. Девочка испугалась, написала записку и умерла.
Потом пришла полиция и ничего не нашла. Один полицейский выстрелил в красное пятно, и оно пропало. А потом полицейский пришел домой и видит, что у него над кроватью на стене появилось красное пятно. Он ночью спит и чувствует, что кто-то хочет его задушить. Он стал стрелять.
Прибежали соседи. Видят, полицейский лежит задушенный и никакого пятна нет».
Или: «У маленькой девочки была черная кукла и черные кубики. Она любила с ними играть. Однажды она услышала по радио:
— Девочка, не играй с черной куклой, а то придет Черный тюльпан и съест тебя.
Не послушалась девочка и стала играть с черной куклой дальше. А по радио снова передают:
— Девочка, не играй с черными кубиками, а то придет Черный тюльпан и съест тебя.
Опять не послушалась девочка и продолжала играть с кубиками. По радио снова говорят:
— Девочка, берегись, Черный тюльпан нашел твой город, он ищет твою улицу…
— Девочка, Черный тюльпан нашел твою улицу, он ищет твой дом…
— Черный тюльпан нашел твой дом, он ищет твой этаж…
— Черный тюльпан нашел твой этаж, он ищет твою квартиру…
— Черный тюльпан нашел твою квартиру! Он хочет войти в нее!
Девочка подбежала к двери и увидела в глазке Черного тюльпана. Она испугалась, выбежала на балкон и прыгнула вниз…»
Почему дети так любят рассказывать страшилки?
Рассказывать друг другу небылицы дети начинают в 4-5 лет.
Некоторым малышам нравится придумывать разные истории и делиться ими с окружающими, проверяя их реакцию. Первыми слушателями становятся родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Если реакция будет ожидаемой: «Очень интересно. А что было дальше? Ой, я боюсь!», ребенок убеждается, что его рассказ вызвал определенные эмоции, пока ему еще не важно, какие именно, и начинает развивать свои фантазии. Опробовав очередную детскую страшилку на родственниках, карапуз рассказывает свои страшные истории друзьям в группе детского сада или на игровой площадке.
Многие дети, как мы уже говорили, таким образом борются со своими страхами. Например, их могут пугать очертания предметов в сумерках или ночью. Так, ребенок придумает монстра, который живет под кроватью или вспомнит историю про черную руку, зеленые пальцы. Он будет каждый день рассказывать об их проделках, пока не поймет, что уже ничего не боится. Некоторые дети придумывают и рассказывают подобные страшилки, чтобы завоевать популярность среди своих друзей. В этом случае срабатывает принцип: чья страшилка ужаснее, тот круче.
Рассказывая друг другу популярные страшные истории, развивая их и придумывая новое продолжение, дети проверяют друг друга на смелость, иногда, замечая, что один из них боится, начинают специально его пугать и так самоутверждаются в коллективе. Бывает, игры в «ужастики» настолько захватывают веселую компанию, что каждую свободную минуту дети собираются, чтобы рассказать друг другу новые подробности пугающих историй.
Реакция ребенка на детские страшилки
Дети воспринимают страшилки по-разному. Кто-то может закрыть глаза, кто-то — уши, кто-то же, наоборот, постарается дополнить детские небылицы еще более ужасающими деталями. Если вы видите, что ребенок боится, надо помочь ему справиться со страхом.
Как же помочь ребенку преодолеть страх?
Если ребенок рассказал страшилку, услышанную от других детей, внимательно его выслушайте и оцените, насколько задела его пугающая информация. Если ясно, что малыш действительно испугался, помогите ему проработать этот страх. Нарисуйте персонажей страшилки, скажите о том, что их можно победить и попросите ребенка придумать, как это сделать. Сочините вместе с ребенком страшилку (или несколько страшилок), которыми он сможет поделиться со своими друзьями. Научите его придумывать смешной конец страшной истории.
Вот примеры таких «перевертышей»: «Черный-черный гроб едет по черному-черному лесу и в нем сидит черный-пречерный человек и думает, где бы остановиться и… попИсать».
«Одна семья переехала в новую квартиру. На полу был вбит гвоздь, и им сказали этот гвоздь ни в коем случае не трогать.
Вечером родители ушли, а дети взяли клещи и вытащили гвоздь. Раздался шум, гром, погас свет. По лестнице загремели шаги, в дверь постучали, и вошла женщина — вся в крови. И сказала: «Дети… что вы сделали… на меня люстра упала!»
Пофантазируйте с ребенком, как можно задобрить злодея. Скажем, подарить ему что-то полезное, смешное, красивое. Может, тогда злодей исправится? Порассуждайте с малышом на эту тему, спросите у него, почему этот предмет мог выйти из подчинения, стал приносить зло. Рассказывайте страшные истории с хорошим концом при свечах, подбадривайте малыша, если он боится.
Сейчас некоторые психологи и детские писатели сочиняют так называемые терапевтические страшилки. Почитайте их вместе с малышом и обсудите, нарисуйте героев. Напишите семейную книгу веселых страшилок. Как пример можно использовать книгу Г. М. Науменко «В черном-черном лесу» или уже упоминавшуюся повесть Эдуарда Успенского. Кстати, у Успенского выясняется, что все ужасы происходили только потому, что люди боялись. Вывод напрашивается сам собой.
Напоследок еще совет от нашего эксперта:
Чтобы научить малыша преодолевать вымышленные страхи, нужно объяснять ему разницу между реальной и вымышленной ситуацией, всегда поддерживать в нем уверенность, что он обязательно справится со страхом. Ребенку приятно будет узнать, что он не одинок и вы в своей жизни тоже испытывали подобные чувства.
Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей — в нашем канале на