Речь не является врожденной способностью. Тем не менее усвоение родного языка характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Каждый ребенок овладевает речью планомерно, переходя от более простых структур к более сложным. Звуки тоже «приручаются» постепенно, но всегда в строгой последовательности. Этим фактом и объясняется наличие норм, пусть до некоторой степени усредненных, на которые и опираются логопеды. В первую очередь формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о], [п], [м], [т’], [д’], [д], [б], [н]. Позднее появляются звуки [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р]. Артикуляционная база полностью устанавливается лишь к 5–6 годам. А вот ключевые этапы на этом пути, которые помогут вам понять, насколько обоснованны ваши опасения.
Пределы нормы
С 2 до 3 лет
На третьем году жизни ребенок в состоянии произносить все гласные звуки, кроме [ы]. В норме допустимы смягчение и оглушение согласных звуков: например, вместо «дом» у ребенка пока может получаться «дём». А вот свистящие ([с], [з], [ц]), шипящие ([ж], [ш], [ч], [щ],), [р]-[р’] и [л]-[л’] пока вовсе не даются. Все они либо пропускаются, либо заменяются на те звуки, которыми овладеть уже удалось.
Мама может!
Чтобы исправить дефекты речи у ребенка, 50% успеха в любом случае зависит от домашней работы в паре с мамой или папой. Но для начала лучше все же проконсультироваться со специалистом, ведь только он сможет оценить, насколько серьезен ваш конкретный случай. Кстати, многие логопеды работают в режиме он-лайн. Если мама настроена серьезно, то она может подготовить речевой аппарат ребенка к постановке звуков, выполняя ежедневно артикуляционную гимнастику.
От 3 до 4 лет
Речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста — смягчение согласных. Еще многие трехлетки не произносят шипящих звуков, заменяя их свистящими. То же самое происходит с [р] и [л]. Нередко отмечается замена заднеязычных согласных на переднеязычные: вместо [к] идет [т], вместо [г] — [д]. Звонкие довольно часто оглушаются: вместо [в] получается [ф], вместо [д] — [т].
Манера произносить слова и звуки в этом возрасте тоже имеет ряд особенностей. У большинства трехлеток встречаются физиологические (не патологические!) недостатки звукопроизношения, которые носят временный характер. Это обусловлено тем, что речевой и центральный слуховой аппараты ребенка функционируют еще несовершенно. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, артикулирующие органы двигаются несогласованно, а звуки получаются нечеткими. Помимо этого, в русском языке трехлеткам с трудом даются скопления 2–3 согласных (тр-, ств- и т.п.). Как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный, заменяется другим, имеющимся в том же слове. Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения: просто один звук уподобляется другому, потому что малыш быстрее уловил его и запомнил. Еще одна особенность трех лет — перестановка звуков и слогов в словах.
Перед началом занятий с логопедом очень важно, чтобы ребенок четко осознавал, зачем ему нужно корректировать произношение звуков.
С 4 до 4,5 лет
В речи почти исчезает смягчение согласных, оно наблюдается лишь у немногих детишек. У большинства уже появляются шипящие звуки [ж], [ш], [ч]. Сначала они звучат нечисто, но постепенно начинают удаваться, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Многие дети в этом возрасте уже произносят звук [р], но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается [р] в словах редко, поэтому те, кто его еще не освоил, вместо него говорят [л], [л’], [й] или [в]. Любопытно, что некоторые малыши, едва научившись правильно произносить [р], [ш] и [ж], начинают активно использовать их в речи, замещая ими те звуки, которые сами раньше являлись «заменителями».
С 5 до 6 лет
В начале шестого года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки [л], [л’]. Также в это время появляются звуки [р], [р’], свистящий [ц] и шипящий [ч]. Так что если ребенку 3 или даже 4,5 года, а он до сих пор говорит «лыба» вместо «рыба», не стоит переживать по этому поводу. Лучше наберитесь терпения и наблюдайте, чтобы не появилось картавое или носовое [р]. И следите, чтобы в случае замены этот трудный звук заменялся одним из нормативных вариантов: [л], [л’], [й] или [в]. «Иностранный прононс» и нетипичные замещающие согласные требуют консультации логопеда до достижения ребенком 5 лет.
Особый случай
Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства. О первом случае говорят тогда, когда дефекты дикции являются единственным отклонением от нормы. Если же они проявляются на фоне недостаточного словарного запаса, неправильного согласования падежей или совершенно не сформированной фразовой речи, то это уже лишь один из симптомов более сложного речевого расстройства. Серьезные нарушения звукопроизношения прежде всего подразделяются на две большие группы — дислалию и дизартрию. К дислалии относятся такие нарушения в произношении звуков, которые не связаны с органическим поражением центральных отделов речевых анализаторов. К дизартрии принято относить расстройства звукопроизношения, вызванные нарушением иннервации речевых мышц. В выраженных случаях дизартрии, помимо нарушений звукопроизношения, обычно наблюдаются также расстройства речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи, что в целом нередко приводит к формированию абсолютно невнятной речи у ребенка. Для таких детей занятия с логопедом могут начаться даже в возрасте 1,5–2 лет, поэтому при малейших сомнениях лучше как можно скорее проконсультироваться со специалистом.
От теории к практике
Где искать логопеда?
Логопед в районной поликлинике консультирует по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же при более выраженных нарушениях направляет детей на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада. Также бесплатную специализированную логопедическую помощь можно получить в центрах психолого-педагогического сопровождения (ГППЦ ДОгМ). Следует учесть, что с 1 января 2014 года изменился порядок финансирования дошкольного образования, и теперь часто один специалист вынужден курировать 3–4 детских сада. В итоге бесплатно занятия с логопедом на практике очень часто начинаются только в подготовительной группе. За один год привести звукопроизношение в норму получается далеко не всегда, поэтому школьников с неправильной дикцией за последние два года стало больше. То же самое происходит с логопедами в районных поликлиниках: почти везде их услуги вывели на внебюджетную основу.
Кого выбрать: логопеда или дефектолога?
А вы знаете разницу между логопедом, дефектологом и логопедом-дефектологом? Всем трем специальностям обучают на дефектологическом факультете педвузов. Логопед — это специалист по постановке звуков, развитию словарного запаса, грамматического строя речи. Дефектолог, или олигофренопедагог, работает с детьми с особенностями психического развития. Логопед-дефектолог — это дефектолог, который умеет ставить звуки. После того как вы найдете специалиста, обязательно попросите его показать диплом. Если там стоит отметка «олигофренопедагог», у него должен быть отдельный сертификат на освоение специальности логопеда. Естественно, будет лучше, если дополнительное образование длилось 2–3 года, а не 36 часов в заочном режиме. И непременно обратите внимание, удалось ли вашему логопеду установить контакт с ребенком. Если нет, ничего хорошего от занятий не ждите: это будет пустая трата времени, сил и денег.
Короткая уздечка
Принято считать, что короткая уздечка языка может быть виновата в задержке речевого развития и искажении cамых разных звуков. По крайней мере, совет подрезать ее звучит слишком часто. Давайте разбираться! Короткая уздечка препятствует только одному — она не дает языку подниматься вверх. Соответственно, в теории она будет мешать произносить такие звуки, как [т ], [д], [н] [р], [л] и их мягкие варианты. При этом звуки [с ], [з], [ш], [ч] никак страдать не должны. Но на практике люди с короткой уздечкой часто не могут верно произнести всего лишь [р], а то и вовсе выговаривают все звуки правильно. В «смазанности» речи, ее неразборчивости этот дефект тоже не может быть заподозрен. И если у ребенка с «кашей во рту» укорочена подъязычная связка, то ее подрезание не поможет вернуть звукам правильные характеристики. В этом случае нужно будет обратиться к логопеду для комплексной коррекции звукопроизношения. Если же ребенку действительно мешает короткая уздечка для произнесения, например, звука [р], то достаточно ее растянуть с помощью специальной артикуляторной гимнастики. Важно понимать, что после операции придется обучать ребенка подъему языка и другим движениям, которые раньше были для него недоступны, а потому и непривычны. При этом начинать заниматься необходимо сразу же после операции, по нескольку раз в день. Дожидаться, пока шрам заживет, нельзя, и да — будет больно! По этой причине грамотные логопеды советуют делать операцию только в самых тяжелых случаях.
Как проходит занятие?
Примерно 15 минут в начале занятия уделяется артикуляционной гимнастике. Затем минут 5 дается на тренировку целенаправленного речевого выдоха, когда ребенок учится выпускать воздушную струю нужной интенсивности. Еще 5 минут уходит на развитие мелкой моторики, с обязательным повторением пространственных координат (где правая рука, где — левая и т. п.). Оставшееся время идет на постановку звука или на его автоматизацию. Для постановки звуков используется зеркало, а при необходимости также зонды или их заменители (ушные палочки, трубочки для коктейлей).
Долго ли нужно заниматься?
Каждый случай индивидуален. Длительность коррекционной работы зависит от тяжести речевого нарушения, индивидуальных особенностей ребенка, помощи родителей и может варьироваться от нескольких недель до нескольких лет. В среднем требуется 2–3 занятия в неделю по 30–45 минут.
Лучше в группе или индивидуально?
У групповых и индивидуальных занятий априори разные задачи. На групповых сессиях логопед обычно развивает фонематическое восприятие, расширяет словарный запас, корректирует грамматические структуры. А на индивидуальных решаются задачи по исправлению звукопроизношения. Здесь, как обычно, важно отталкиваться от диагноза.
Больше полезных материалов о развитии речи у детей — в нашем канале на