Новая волна дискуссии началась с заявления Председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина об отмене Единого государственного экзамена для школьников. На конференции «Роль права в обеспечении благополучия человека» он сказал, что экзамен — «это просто пытка какая-то для молодежи».
«Давайте возродим советскую школу образования. Она была лучшей в мире, это все признавали всегда, и на это должны быть направлены наши законодательные предложения», — цитирует Бастрыкина
ЕГЭ дает шансы поступить в престижный вуз
В Госдуме это заявление тоже прокомментировали:
«Истина где-то посередине, — говорит член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб. — ЕГЭ — это испытание и для нервов молодежи, и для нервов их родителей. Вместе с тем нужно отметить, что благодаря ЕГЭ множество наших детей поступили в самые престижные вузы страны. Такая дорога была объективно для них закрыта, когда были обычные экзамены, и мы сняли многие вопросы коррумпированности».
В пользу того, что любой ребенок с хорошей подготовкой теперь может стать студентом столичного вуза, все говорят в один голос.
«Самое главное преимущество единого госэкзамена, — делится мнением педагог с почти 30-летним стажем Елена Викторовна, — это возможность талантливому ребенку поступить в престижный вуз и получить хорошее образование. При старой экзаменационной системе образования шансы были небольшие.
Но и сложностей тоже хватает. В обоих вариантах есть момент удачи, лотереи — повезет не повезет. Конечно, уровень подготовки для экзаменационной аттестации должен быть высоким, готовиться нужно серьезно. Но, к примеру, на экзаменах по устным предметам в советской школе опытный учитель мог понять, знает ребенок предмет, но не может сформулировать из-за волнения, или ребенок не готов.
А при едином госэкзамене у старшеклассника такого аванса доверия нет. По моему мнению, должен быть «гибрид» экзамена, где будет и теоретическая часть, и живое общение. Но такая реформа требует тщательной проработки и подготовки не только со стороны педагогов, но и других специалистов, психологов обязательно — потому что известно, что в период сдачи итоговых экзаменов уровень стресса у школьников зашкаливает, особенно в 9 классах, вплоть до случаев суицида».
«Система оценивания ЕГЭ и ОГЭ показала свои результаты и эффективность, — уверен учитель математики Александр Евгеньевич. — Ученики хоть как-то пытаются учиться, потому что знают, без знаний и навыков не сдадут экзамены. Вернуться к старым традициям образования можно после масштабной реформы образования и подготовки кадров».
Перемены грядут
О том, что система ЕГЭ требует модернизации, заявлял Президент России Владимир Путин, признавший критику в адрес ЕГЭ справедливой. Кроме того, Президент поручил уменьшить количество контрольных в школах. В июне этого года Сергей Кравцов, глава Минпросвещения России, высказал готовность рассмотреть альтернативные механизмы оценки знаний школьников. А руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев сказал, что в России вряд ли полностью откажутся от Единого государственного экзамена, однако к 2030 году он изменится в связи с цифровизацией. Формат ЕГЭ будет изменен с 2022 по 2024, но как именно, пока не известно, новые нормативы не опубликованы.
Возможно, старшеклассникам предоставят право выбора при сдаче экзаменов. Аттестация нужна всем, но в какой форме — вопрос. Не все выпускники собираются получать высшее образование и не все готовы к серьезным экзаменационным испытаниям. Так, в прошлом году около десяти процентов школьников отказались от экзаменов.
Без репетитора никак
ЕГЭ — испытание не только для детей, но и для родителей. И не только эмоциональное.
«Трудно сказать, что лучше и хуже, — говорит мама студента первого курса университета Ольга Куценко. — Мне кажется, что все идет в ногу со временем. Нынешним детям ЕГЭ понятно, их, можно сказать, с начальной школы к этому готовят, а экзамены, как раньше, это субъективно все: понравился преподу — получил нормальную оценку. В моем случае при поступлении в вуз так было. Я толком не знала ответа на второй вопрос в билете, но смогла убедить как-то экзаменатора и получила пятерку. До сих пор считаю, что незаслуженно… А что касается ЕГЭ — это еще и работа родителей, все знают, что без репетиторов даже отличнику на хороший результат не сдать. Хотя сейчас в вузах добавили много бюджетных мест, все равно уровень подготовки к поступлению должен быть в разы выше среднего».
Есть мнение
Сейчас создана единая стандартизированная система выпускных и вступительных экзаменов. Она позволила повысить объективность оценивания знаний и подготовки, с другой стороны, помогла справиться с коррупцией в приемных комиссиях вузов. Традиционно принято говорить только о недостатках единого выпускного экзамена, но стоит обратить внимание и на положительные стороны. Я бы выделил два главных преимущества: стандартизированность и прозрачность.
Стандартизированность часто воспринимается как нечто негативное, но именно она — залог объективности и равенства абитуриентов. Формат заданий ЕГЭ известен заранее, и ученики знают, к чему нужно готовиться. На результат влияет прежде всего усердная подготовка, а не тонкости приемной комиссии и особенности школьной экосистемы.
Открытость данных — драйвер, благодаря которому значительно сократился уровень коррупции в приемных комиссиях вузов.
Процесс упразднения, ровно как и процесс внедрения, долгосрочный. Так, ЕГЭ начали вводить в 2001 году, а лишь в 2009 он стал единственной формой выпускных экзаменов. Насколько мне известно, никаких реальных альтернатив ЕГЭ на сегодняшний день нет. Поэтому нет оснований говорить о том, что в ближайшие пару лет образовательная система забудет о едином выпускном экзамене. Остается надеяться, что дальнейшие итоговые формы контроля будут максимально эффективными.
Как вы считаете, надо ли отменять ЕГЭ?
- 22.2%Не надо, это уже отлаженная система, все прозрачно и понятно. Она себя хорошо зарекомендовала.
- 27.8%Я считаю, что советское образование было действительно качественным. Экзамены должны быть такими, как раньше.
- 50.0%Пусть будет ЕГЭ, но с более гибкой методикой аттестации. С индивидуальным подходом к каждому ученику.