Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Да посиди ты спокойно!»: 5 фраз, которые нельзя говорить детям с СДВГ

Ищем альтернативы, чтобы не навредить ребенку

31 марта 2025
«Да посиди ты спокойно!»: 5 фраз, которые нельзя говорить детям с СДВГ | Источник: Getty Images
Источник:
Getty Images

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) сталкиваются далеко не только с проблемами концентрации. По разным данным она встречается у 21% детей. Это расстройство сильно мешает им вливаться в общество, нередко вызывает антипатию у учителей и проблемы с налаживанием контакта со сверстниками. Как итог, начинает страдать успеваемость в школе, появляются проблемы с коммуникацией, а самооценка неумолимо снижается.

Такое нейроразнообразие подразумевает иные способы восприятия мира, особенности памяти, планирования и контроля импульсов. Именно поэтому способ, которым мы общаемся с ребенком, может стать как поддержкой, так и дополнительной нагрузкой.

О важности позитивного подхода в речи

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Несмотря на то, что СДВГ часто воспринимается как простая «проблема с вниманием», на самом деле он включает трудности с организацией, планированием, управлением временем и памятью. Логопеды и психологи Райан Сутера и Микки Ли, отмечают, что «язык критики» может негативно сказаться на самооценке ребенка. Важно помнить, что дети впитывают в себя информацию, словно губка, а потому со временем голос важных взрослы становится их внутренним голосом. Все это подводит к выводу о том, что родителям важно научиться общаться с ребенком таким образом, чтобы его тревожность снижалась, а уверенность в себе повышалась.

Позитивный, обнадеживающий подход не только помогает регулировать эмоции, но и способствует развитию навыков самоподдержки, необходимых для взрослой жизни. Современные исследования подчеркивают, что использование положительных утверждений и конструктивных альтернатив вместо стандартных критических фраз значительно повышает мотивацию и эмоциональное благополучие детей с СДВГ.

5 фраз, которые запрещено говорить ребенку с СДВГ

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

1. «Если бы тебе было не все равно, ты бы вспомнил»

Исследования показывают, что до 85% детей с СДВГ испытывают трудности с рабочей памятью. Это вовсе не вопрос безразличия, а особенности когнитивного функционирования. Вместо того, чтобы упрекать ребенка, важно выразить поддержку и предложить помощь.

Альтернатива: «Я понимаю, что иногда память может подводить. Давай вместе настроим напоминания — будь то визуальные подсказки или звуковые сигналы — чтобы не пропустить важное».

Такой подход не только учитывает реальные трудности ребенка, но и дает ему инструменты для самопомощи.

2. «Если бы ты старался больше, ты бы добился успеха»

Обычное замечание в этом случае упускает из виду, что дети с СДВГ часто уже прилагают максимум усилий, чтобы соответствовать требованиям. Их мозг работает по-другому, что подтверждают как эксперты, так и исследования в области нейронауки.

Альтернатива: «Я вижу, как много ты стараешься, и это действительно важно. Может, вместе подумаем, как можно справиться с этой задачей по-другому?»

Такой подход помогает ребёнку ощущать поддержку и открывает пространство для поиска совместных решений.

3. «Остановись и подумай, прежде чем действовать»

Хотя импульсивность — характерная черта СДВГ, ее причины кроются глубоко в неврологических особенностях, а не в нежелании контролировать себя.

Альтернатива: «Я заметил(а), что сейчас тебе сложно замедлиться. Давай вместе подумаем, что может помочь тебе немного остановиться и разобраться в ситуации?»

Такой вопрос помогает ребенку осознать свои особенности и найти способы для регулирования эмоций, вместо того чтобы чувствовать вину за то, что он «не справляется».

4. «Ты подписался на это, поэтому терпи и доводи дело до конца»

Дети с СДВГ могут гиперфокусироваться, однако их интерес к задаче может быстро иссякнуть. Принуждение оставаться в ситуации, которая больше не приносит радости или удовлетворения, может привести к снижению мотивации и эмоциональному выгоранию.

Альтернатива: «Если тебе надоело, давай попробуем сделать перерыв или найти другой способ работать над этим заданием».

Такой подход уважает потребности ребенка в смене деятельности и способствует развитию навыков управления своими эмоциями.

5. «Сиди спокойно»

Ожидание, что ребенок с СДВГ сможет замолчать и неподвижно сидеть, напоминает попытки заставить автомобиль ехать со включенными тормозами. Физическая активность помогает им регулировать эмоции и обрабатывать информацию, поэтому важно делать акцент на нее, а не на попытки заставить ребенка сидеть смирно на месте.

Альтернатива: «Я вижу, что тебе нужно двигаться. Давай сделаем короткий перерыв и пройдемся или сделаем несколько упражнений».

Исследования, проведенные ведущими медицинскими учреждениями, доказывают, что физическая активность действительно улучшает внимание и рабочую память.

Родителям детей с СДВГ на заметку

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Эксперты выделают несколько эффективных методов, которые помогают ребенку с СДВГ легче уживаться в обществе. Рассказываем, что необходимо взять на заметку каждому родителю.

Совместная работа с учителями и другими специалистами

Коммуникация с педагогами. Важно информировать учителей о том, что вашему ребенку требуется индивидуальный подход. Совместное планирование образовательного процесса позволяет разработать адаптивные методики обучения, например, использование визуальных подсказок, кратковременных заданий и регулярных перерывов.

Психологическая поддержка. Регулярные консультации с психологами и терапевтами, специализирующимися на СДВГ, помогут вам и вашему ребенку разработать стратегии для улучшения самоорганизации и эмоциональной регуляции.

Создание режима

Режим дня. Установление стабильного распорядка помогает снизить уровень стресса у детей с СДВГ. Специалисты рекомендуют четко планировать время для занятий, игр и отдыха, чтобы уменьшить вероятность импульсивных действий.

Использование визуальных планировщиков. Календарь, расписание или карточки с заданиями помогут ребенку лучше ориентироваться в предстоящих делах и снизят тревожность, связанную с неопределенностью.

Методы саморегуляции и техники релаксации

Физическая активность. Помимо регулярных перемен, включайте в режим дня физические упражнения, которые способствуют улучшению концентрации и эмоциональной регуляции. Исследования подтверждают, что такие виды активности, как дзюдо или йога, помогают улучшить рабочую память и снизить уровень стресса.

Дыхательные упражнения и медитация. Простые техники дыхания и короткие медитативные практики могут помочь ребенку справляться с эмоциональными перегрузками и повышенной возбудимостью.

Внимание к эмоциональному состоянию

Развитие эмоциональной грамотности. Обучайте ребенка распознавать и называть свои эмоции. Это можно делать через беседы, чтение книг или игры, где обсуждаются чувства. Понимание своих эмоций помогает детям с СДВГ лучше контролировать свои импульсы.

Поддержка самооценки. Акцентируйте внимание на успехах и усилиях, даже если они кажутся совсем незначительными. Регулярное поощрение помогает формировать позитивное восприятие себя, что особенно важно для детей, сталкивающихся с постоянной критикой со стороны сверстников.

Рекомендации по здоровому образу жизни

Сбалансированное питание. Некоторые исследования указывают на связь между диетой и поведением детей с СДВГ. Обратите внимание на питание, включающее достаточное количество белков, омега-3 жирных кислот и минимальное количество сахара. Обсудите с врачом возможность коррекции питания для улучшения когнитивных функций ребенка с данным расстройством.

Качественный сон. Недостаток сна может усиливать симптомы СДВГ. Создайте спокойную атмосферу перед сном, ограничьте время использования ребенком электронных устройств и приучите его к регулярному режиму отхода ко сну.


Изменение языка общения с детьми с СДВГ может сыграть решающую роль в их развитии. Вместо критики стоит использовать поддерживающие фразы, которые помогают им осознавать свои особенности и учат находить практические решения, что создает прочную базу для их успешного развития.

Переосмысление общения и внедрение дополнительных методов поддержки помогают детям с СДВГ чувствовать себя понятыми, любимыми и способными преодолевать трудности, что в конечном итоге закладывает фундамент для их уверенного и успешного будущего.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения