Нервная система самых маленьких похожа на компьютер без операционной системы: все необходимые детали есть, а вот программа, которая запускает работу машины, еще не отлажена. У новорожденного малыша уже сформированы все отделы нервной системы (головной и спинной мозг, периферические нервы, проводящие импульсы к мышцам и органам и обратно), но ее структуры еще не созрели, да и связи между участками пока не установлены. Постепенно решить все эти важные задачи нервная система должна к концу первого года жизни.
Следующий этап — наладка программы. Все участники нервной системы вступают в активную работу, связи между отделами улучшаются, налаживается координация движений, чувство равновесия, моторика. Результаты этих усовершенствований замечают все вокруг: кроха начинает ходить, говорить, становится все более ловким и умелым.
Что умеет малыш?
1 год
Самостоятельно ходит, приседает, встает, может забраться на стул.
Подолгу лепечет; выговаривает десяток слов; подражает звукам; повторяет слова за взрослыми.
Узнает предметы на картинке; показывает части своего тела.
Собирает пирамидку, открывает и закрывает коробки.
2 года
Ходит, бегает, может сам подняться и спуститься с лестницы.
Способен сдерживаться, когда хочет в туалет; пользуется горшком.
Говорит простые предложения; знает около сотни слов.
Четко видит, определяет на глаз расстояние.
Умеет одеваться и раздеваться.
Пользуется ложкой и расческой по назначению.
Держит карандаш, рисует, лепит.
3 года
Много двигается, бегает, прыгает.
Без умолку говорит, задает много вопросов; словарный запас достигает 250–300 слов; в речи появляется слово «я».
Общается с другими детьми.
Знает свое имя и фамилию; запоминает простые стихи и мелодии; рассматривает рисунки в книгах; слушает рассказы по картинкам.
Способен сосредоточиться на 5–10 минут; может ненадолго занять себя самостоятельно.
4 года
Танцует; уверенно координирует движения рук и ног.
Становится более выносливым, может гулять подолгу.
Свободно говорит; использует сложные предложения, речь становится более образной.