Редко можно встретить ребенка, который открыто скажет о своих чувствах. Например, так: «Мама, мне грустно и одиноко, что ты целый день возишься с младшим братиком». Все свои переживания ребенок, как правило, не объясняет, а транслирует через капризы, истерики, протесты. Когда в поведении ребенка читается какой-то эмоциональный порыв — это и есть попытка сказать вам о своих чувствах.
Чаще всего в «фантик» заворачивается потребность в ком-то. Чтобы уберечь себя от переживаний и боли, человек выражает эмоции через деструктивное поведение. Это нормально, так срабатывает эмоциональный интеллект.
Фантик «Отрицание»
Что видят взрослые: ребенок обижается, закрывается в комнате, прячется под кровать, демонстративно не разговаривает с вами, всем своим видом показывает, что в маме не нуждается.
На самом деле: ребенок испытывает острую нехватку внимания, просто он сам пытается убедить себя, что ему никто не нужен.
Фантик «Рационализация»
Что видят взрослые: ребенок делает вид, что ему нравится играть одному. Он сидит один в комнате и громко рассуждает о том, как ему здорово и весело играть без мамы. Мол, мама все равно не умеет строить роботов и ей не нравятся динозавры.
На самом деле: малыш просто пытается убедить себя в том, что он ничего не чувствует, доказать самому себе, что никаких переживаний нет.
Фантик «Аутоагрессия»
Что видят взрослые: ребенок расстраивается по пустякам, переживает из-за малейших неудач. Например, падает на пол и рыдает, что получил четверку вместо пятерки.
На самом деле: такое поведение говорит о том, что ребенок пытается заслужить внимание своими успехами. В его сознании отложилось, что мамино расположение зависит от его конкретных достижений. А значит, чтобы заслужить любовь мамы, нужно быть идеальным.
Фантик «Регресс»
Что видят взрослые: ваш 9-летний практически подросток вдруг превращается в капризного малыша. Начинает постоянно дергать по пустякам: «Мам, дай водички», «Посиди со мной», «Дай мне что-нибудь перекусить». И в целом очень сильно начинает напоминать капризного трехлетку.
На самом деле: скорее всего, в вашей семье есть младшие дети, которым достается больше внимания. Поэтому старший ребенок думает, что, если вести себя так же, он тоже получит много маминой любви.
Фантик «Смещение»
Что видят взрослые: если младший брат или сестра просят почитать книжку или порисовать вместе, старший отвечает: «Я занят, сам/сама порисуй». И в целом старается не только избегать совместных игр, но и специально задевать и обижать младшего.
На самом деле: таким образом ребенок пытается «передать» свои отрицательные чувства младшему брату и сестре, чтобы они почувствовали то же самое. Это способ самому не чувствовать боль от того, что с ребенком не играют родители и мало уделяют внимания.
Фантик «Интеллектуализация»
Что видят взрослые: ребенок вдруг заявляет, что понимает, как мама занята: «Мамочка, я знаю, тебе нужно работать и ты не можешь со мной поиграть» или «Конечно, я понимаю, тебе нужно заниматься с малышом, ничего страшного». Говорит все это с ровным видом и сохраняет внешнее спокойствие, но вы почему-то чувствуете грусть или даже жалость. Фокус в том, что слова ребенка не соответствуют истинной эмоциональной окраске.
На самом деле: это самый коварный «фантик», потому что ребенок вынуждает себя глубоко прятать свои истинные переживания. Интеллектуализация — это думать и объяснять вместо того, чтобы чувствовать. Если ребенок будет постоянно пользоваться этим приемом, то и в будущем он привыкнет постигать все через разум, а не через чувства.
- Детский бунт: как правильно реагировать на зависть, гнев и другие эмоции ребенка
- Мальчики не плачут: 3 способа научить сына выражать свои эмоции
- Психолог: «Дети обязательно должны ныть и злиться. Это полезные эмоции»
- Психолог рассказал, как научить ребенка играть
- Все равно бесполезно: что вы делаете не так, заставляя ребенка извиняться