Первый год жизни ребенок постоянно растет и развивается, он так быстро осваивает новые навыки, что родители едва успевают это зафиксировать. И хотя каждый младенец переходит на новый этап развития с разной скоростью, есть возрастные нормы, которые показывают, все ли с ребенком в порядке. Врач-педиатр поделился с Parents, какие навыки должны проявиться у ребенка к шести месяцам и на какие тревожные сигналы стоит обратить внимание.
В шесть месяцев ребенок становится более активным, вовсю изучает окружающий мир и взаимодействует с ним. Именно в этот период у него могут появиться новые навыки физического развития, которые обозначат очередной важный этап в его жизни. В полгода многие дети предпринимают первые попытки садиться или ползать.
Зрение ребенка становится четче, поэтому вы можете заметить, что он активнее реагирует на игрушки и все, что происходит вокруг него. Его движения становятся более четкими и отлаженными. Набор веса в полгода замедляется, но если масса тела ребенка входит в нормы по таблице, вас не должно это беспокоить.
При нормальном развитии малыша набор веса от 3 до 6 месяцев составляет 600 г в месяц (или около 20 г в сутки). Также следует обратить внимание на прорезывание зубов. Как правило, в большинстве случаев молочные зубы начинают прорезываться на 3–8 месяцев жизни ребенка и заканчивается к трем годам. Однако бывают и такие случаи, когда дети рождаются уже с одним или двумя зубами, или зубки могут начать прорезываться в первые недели жизни.
В шесть месяцев младенец уже может реагировать на свое имя, проявляет особые эмоции при появлении мамы и любимых взрослых.
Что умеет ребенок в шесть месяцев
Стоит на четвереньках и ползает
Чаще всего попытки ползать похожи на привычку вставать на четвереньки, раскачиваться, и с помощью таких покачивающих движений происходят первые неловкие «шаги». Также ребенок может предпринимать попытки ползать по-пластунски, отрывая от пола лишь плечи, но не все туловище. Он может ползти как вперед, так и назад, не поднимая живота. Также малыш может крутиться либо с живота на спину и обратно, либо по кругу, лежа на животе и перебирая руками-ногами.
Не торопите ребенка с попытками встать на четвереньки и ползти — для этого мышцы должны окрепнуть. Максимум, что вы можете сделать — помочь ребенку со стойкой на четвереньках. Для это берут свернутое в валик одеяло и подкладывают под живот малыша. Ребенок самостоятельно попытается занять более устойчивое положение, уперевшись в пол коленями и руками.
Пытается садиться
В шесть месяцев многие дети предпринимают первые попытки сидеть. Если шестимесячный ребенок не сидит — не торопите его. Некоторым детям нужно больше времени на освоение этого навыка. Нормальной причиной задержки может быть наследственность. Для того чтобы ребенок правильно сидел, необходимо помогать ему занять нужное положение, но делать это нужно не раньше, чем ребенок научится держать голову. Присаживать ребенка самим не стоит, если он к этому еще не готов. Но вы можете почаще держать ребенка на руках, чтобы он привыкал подолгу держать спинку и голову в вертикальном положении.
Если же ребенок уже начал садиться, поначалу не стоит сильно напрягать его позвоночник и мышцы. Следите, чтобы ребенок не сидел слишком долго и укладывайте его на живот среди игрушек, широко разложив их, чтобы стимулировать навык ползать. Когда ребенок сидит, старайтесь поддерживать его за счет спинки стульчика для кормления или коляски, наклоненной под углом 70 градусов. Поначалу малыш сидит неуверенно, часто заваливается на бок, может даже падать, поэтому лучше подложить сбоку и под спину подушки.
Также некоторые дети в этом возрасте пытаются вставать на ноги у опоры. Если их мышцы достаточно окрепли, они будут самостоятельно развивать этот навык, каждый раз увеличивая время нахождения в этом положении. В этот период важно создать безопасную среду: не оставлять ребенка без присмотра, подкладывать подушки для амортизации, поднять максимально бортик кроватки. Если же ребенок еще не встает на ноги самостоятельно, не торопите события.
Уверенно удерживает предметы
В шесть месяцев ребенок хорошо удерживает в руках круглые предметы, уверенно держит игрушки, подолгу занимается ими. К тому ж в этом возрасте малыш уже может работать одновременно двумя руками, например, держит в левой руке одну игрушку, а в правой — другую.
Ребенок уже учится более мелкой моторике и освоил все пальцы, только большой слушается еще не очень хорошо. В шесть месяцев малыш лежа может схватить игрушки, а также манипулирует ими, перекладывая из одной руки в другую.
Можете проверить моторику ребенка, предложив ему третью игрушку в тот момент, когда у него обе руки заняты. Посмотрите, что он будет делать. Он может попробовать взять третью игрушку, не выпуская предыдущие из рук. Если у него это не получится, он поймет, что нужно освободить одну из рук.
Стимулируйте хватательные рефлексы ребенка. Кладите на расстоянии 40 сантиметров от него самые яркие, разной формы и текстуры, чтобы у младенца был интерес переворачиваться, тянуться к ним, хватать. Убедитесь, что игрушки безопасны. Ребенок часто тянет все в рот, так что берите те, что легко помыть.
Проявляет эмоции и лопочет
В полгода ребенок уже вовсю смеется, ведь обычно этот навык дети осваивают в три месяца. Младенец проявляет уже большой спектр эмоций: удивление, злость, испуг, радость. Ребенок четко разделяет людей на «своих» и «не своих» и ярко проявляет эмоции, когда его пытаются взять на руки посторонние.
Малыш также активно реагирует на интонацию собеседника, особенно мамы. Он чувствует, когда с ним говорят строго и весело. В зависимости от этого он может нахмуриться, заплакать или улыбнуться, рассмеяться.
В этот период младенец активно лопочет — это его первая речь. Ребенок может часто бормотать различные звуки: ааа, ла-ла, да-да и другие. Также он стремится повторить звуки за взрослыми. Поощряйте развитие речи у ребенка. Для этого говорите с ним простыми и понятными предложениями, сопровождая это активной мимикой и жестами. Напевайте детские песенки или читайте короткие стихотворения.
Полгода — идеальный возраст для занятия пальчиковыми и телесными играми: «Большие ноги шли по дороге», «Ехали мы, ехали», «Едет, едет паровоз», «Ладушки» и другие. Можете поискать в Сети варианты игр. В них простые движения пальцами, ладонями и другими частями тела сочетаются с веселыми фразами и прибаутками. Когда ребенок подрастет, он сам начнет их повторять.
Что должно насторожить
Если ребенок в полгода не делает некоторые вещи, например, не предпринимает попытки садиться, в этом нет ничего страшного. Многим детям нужно чуть больше времени. Но есть этапы развития, которые к 6 месяцам в норме должны быть пройдены. Вас должно насторожить, если ребенок:
не гулит, не меняет интонаций, когда издает звуки;
слабо держит голову;
не может перевернуться или переложить предмет из одной ручки в другую;
не реагирует, когда рядом появляются родители, слышны какие-то звуки или что-то происходит.
Если вас что-то беспокоит, вы всегда можете обратиться к педиатру. Врач осмотрит ребенка и, если нужно, направит к неврологу и другим специалистам.