Как развивать ребенка
Мозг человека начинает развиваться ещё до рождения, а завершает формирование к 25 годам. Как будет проходить этот процесс, зависит не только от генетики. Взаимодействие малыша с окружающим миром, столкновение с различными физическими задачами и поиск их решения в раннем детстве имеют огромное значение. Поэтому главное, что могут сделать взрослые для гармоничного развития личности, — позволить малышу активно взаимодействовать с внешним миром.
Однако многие родители пытаются оградить младенца от «опасностей»: посадить в манеж, запереть все ящики и дать в руки гаджет, чтобы не мешал. Но у ребенка должно быть полноценное детство: с исследованием окружающих предметов, с падением в лужи, лазаньем по деревьям, когда подрастет. Если ребёнок пропустит этот период в своем детстве, то он его восполнит в подростковом возрасте, и в дальнейшем мы увидим различные нарушения в поведении, когнитивной, эмоциональной и социальной сферах.
Это не значит, что ребенка нужно оставить наедине со всеми опасностями мира — разумная осторожность жизненно необходима, и научить этому могут только родители. Но шишки и ссадины — важная часть взросления и развития.
Что в два года должен уметь ребенок
Общая моторика
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила. Может обойти расставленные кегли.
Тонкая моторика
Переворачивает по одной странице. У ребёнка формируется предпочтение руки. Копирует вертикальные линии. Складывает шарики в баночку, собирает пирамиду (методом проб и ошибок), строит башню, дорожку и мост из кубиков. Умеет управляться со столовыми приборами. После года стоит дать ребенку в руки ложку, чтобы он пытался сам повторять нужные движения. Как только малыш научится хорошо держать в руках ложку, делаем замену на вилку, а после вилки учим держать в руках нож.
Восприятие
К двум годам нормально развитый ребенок знает три цвета, различает понятия «один» и «много», «большой» и «маленький». Составляет и выполняет программу действий из трёх элементов. Классифицирует картинки или предметы на две группы (по цвету и форме).
Дифференцирует форму и величину объёмной игрушки и вкладышей (до двух форм: круг, квадрат), действуя при этом путём проб и ошибок. Подбирает парные игрушки и картинки. Показывает по образцу и /или слову взрослого три контрастных цвета. Находит два объекта, расположенных вне поля зрения, когда слышит их звук (колокольчик, дудочка).
Импрессивная речь
Понимает значение слова «нельзя». Выполняет много действий по просьбе («Дай», «Построй», «Собери», «Положи»). Показывает не менее пяти названных картинок и не менее трех частей своего тела. Отвечает вербально или жестами на простые вопросы взрослого.
Экспрессивная речь
Называет не менее пяти картинок. Составляет предложения из двух-трех слов. Повторяет все слова.
Память
Может запомнить и найти предмет, спрятанный в одной из формочек башни.