Недавно в России закончилось масштабное исследование, которое длилось в течение 10 лет, с 2005 по 2015 год. Оно было посвящено изучению идеалов и приоритетов наших подростков. Его результаты очень любопытны и, отчасти, неожиданны для нас, родителей. Почему? Потому что мы, кажется, недооцениваем наших детей.
В последнее время как-то стало само собой разумеющимся считать, что для современных детей самое важное – это удовлетворение их материальных потребностей, стремление к постоянному удовольствию, развлечениям. Уверенные в том, что для счастья детям нужны новые гаджеты, игрушки и аттракционы, мы не заметили, когда и, главное, почему все изменилось.
Согласно данным исследования, о котором упомянуто выше, подростки больше не выбирают своей ценностью гедонизм, как это было в 2010-м. В 2015 году на первое место у наших детей вышло стремление к пониманию.
– Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
– Счастливым.
– Нет, ты не понял вопрос…
– Нет, ты не понял ответ…
Можно было бы порадоваться за современных подростков, для которых стали в первую очередь важны такие ценности как понимание, толерантность, стремление к сотрудничеству со старшими, если бы не одно важное обстоятельство. Несмотря на то, что гедонизм и стремление к пониманию – ценности полярные, тем не менее, природа их возникновения в наших детях одна.
Стремление к постоянным наслаждениям у детей возникает тогда, когда их материальные потребности удовлетворяются, а ощущение ценности того, что они получают – отсутствует. Материальное не может быть источником счастья, это вспышка удовольствия, которая быстро гаснет. Желая испытать это удовольствие, дети стремятся к тому, чтобы получать все больше и больше удовольствий. Для многих детей удовольствие от материального становится единственной радостью в жизни. Дети больше не гуляют во дворах, у многих детей нет друзей, дети не работают больше в садах-огородах вместе с родителями, у современных детей редко бывают обязанности по дому…
Получается, что в современном мире при максимальном удовлетворении материальных потребностей детей, они менее всего чувствуют себя счастливыми и больше всего испытывают потребность в принятии, понимании и любви.
У нас, современных родителей, которые сами были детьми в 80–90-е годы, сформировалась своя воспитательная модель. В ней ребенок является центром, высшей ценностью, которую мы всячески пытаемся защитить, уберечь, улучшить, возвысить. С одной стороны, мы хватаемся за наше советское прошлое. За те ценности и ориентиры, которые нам прививали: показываем детям советские мультики, читаем Драгунского, призываем к экранам, когда идут наши любимые с детства фильмы, включаем нашу музыку. С другой, мы хотим воспитать лидеров, глав корпораций и бизнесменов, мы оцениваем, как ребенок ведет себя в коллективе, как он себя позиционирует, и непременно хотим, чтобы наш ребенок был лучше всех. Активно вовлекаясь в атрибуты современного общества, мы также вовлекаем в них детей. Ребенок стал для нас показателем успешности семьи, поэтому ребенок начинает рассматриваться как бизнес проект, требующий максимальных материальных вложений. Отсюда отношение к ребенку как к некой машине, которая должна все время пахать, тратя свое время максимально эффективно.
Мы, родители, много работаем, рано уходим и поздно возвращаемся. С нашими детьми находится либо няня, либо бабушка. Того короткого времени, которое мы находимся с ребенком, ему явно недостаточно. Особенно если мы посвящаем это время тому, чтобы «повоспитывать» ребенка, читая ему нравоучения и рассказывая, как мы много работаем, чтобы ему было хорошо. А ему, увы, не хорошо, а совсем наоборот. Ко всему этому еще добавляется фраза «это же все ради тебя!» и ребенок начинает брать на свои плечи ответственность, которая ему не по силам и к которой он не имеет никакого отношения. Со временем расстояние между нами и ребенком настолько увеличивается, что изменить ситуацию становится крайне трудно. Связано это с тем, что мы просто не знаем своего ребенка и не хотим узнать. У нас есть ожидания, идеалы, представления о его будущем, но нет знаний о нем настоящем. Во-первых, в силу того, что мы проводим вместе крайне мало времени и не успеваем изучить черты характера и особенности своего ребенка. Во-вторых, находясь рядом с няней или даже бабушкой, ребенок волей-неволей начинает перенимать черты характера и образ мыслей человека, который рядом. Мы «не узнаем» своего ребенка, он становится совсем не таким, каким мы хотим его видеть, нас это злит… За короткое время, что мы бываем с ребенком, мы пытаемся его переделать, и отношения портятся. Потому что ребенок не пластилин, из которого можно вылепить любую форму. Ребенок – сосуд, который мы заполняем постепенно. И он становится таким, каким является его наполнение.
С одной стороны, мы даем ребенку свободу, с которой ему бывает трудно справиться, с другой, мы максимально загружаем его кружками и занятиями, лишь бы не было свободного времени. Мы пытаемся оградить его от плохих людей и негативного влияния окружающих, с другой стороны, мы не находим время на общение. Мы ругаемся, что ребенка не оторвать от планшета и телефона, но сами не можем прожить без телефона и получаса. Мы сетуем на то, что дети мало проводят времени на свежем воздухе, а сами не оставляем в расписании ребенка и двух часов свободного времени на прогулки. Мы не общаемся с нашими дочерями, а потом удивляемся, что они постят в соцсетях откровенные фото. Мы не говорим с нашими сыновьями, а после поражаемся, что из них вырастают инфантильные мальчики, не способные взять на себя ответственность.
Что мы можем сделать сегодня, чтобы восполнить пустоту в сердцах наших детей и подарить им возможность быть счастливыми, возможность любить и наслаждаться не вещами, а жизнью?
Прежде всего, 7 вещей:
- Подарить ребенку кусочек нашего времени, в котором мы не будем его учить, поучать, ругать и исправлять. Пусть это будет 30 минут в день, не в машине в пробке, не в разных комнатах, а вместе, в обнимку или нет, глядя в глаза, даря друг другу радость от совместного общения.
- Подарить ребенку возможность быть ответственным и вносить свой вклад в жизнь семьи. Пусть с сегодняшнего дня ребенок начнет отвечать за что-то – уборка комнаты, уход за цветами, вынос мусора, загрузка посуды в посудомойку и т.п. Да, он может сопротивляться, но постепенно он начнет осознавать свою значимость, и это для него будет благом и инвестицией в его будущее и мировосприятие, так как он будет учиться ответственности и труду.
- Быть достойным примером для своих детей. Не столько в плане материального благополучия, сколько с точки зрения человеческих качеств. Ведь в основе счастья лежит не количество машин или размер счета в банке. Все это важно, но действительно счастливым человека делают его отношения с людьми, его возможность быть полезным и приносит радость окружающим его людям.
- Увлекаться самим и увлекать детей. Остановиться от гонки за богатством. Оставить место простым радостям. Устраивать походы, прогулки, совместный просмотр фильмом, читать вместе книги, играть настольные игры.
- Повышать значимость ребенка в его же глазах. Показать ему, что он может быть полезным: заняться совместной благотворительностью, кормить животных, сажать деревья, и т.п.
- Если ребенок маленький, помочь ему найти интересное занятие, а не навязывать кружки, которые мы, родители, считаем необходимыми. Если ребенок уже постарше, помочь ему в профориентации, пройти с ним разные тесты по профессиям, свозить в город профессий, пройти мастер классы, помогающие определить способности и интересы ребенка.
- Если в семье сложно говорить о роли мужчины и женщины, то найти и посмотреть вместе фильмы, в которых мужчины играют роль защитников семьи (а не планеты или космоса), берут на себя ответственность. А девочкам показать фильмы, в которых женщина является основой семьи, мамой, женой и счастлива от этого. Важно помочь сформировать у детей правильные ориентиры вовремя. В том числе и ради себя, потому что мы, родители, будем страдать в первую очередь, когда наши успешные дети не смогут найти себе пару, создать семью и подарить нам внуков.