Какие бы празднования смены года ни устраивали на территории нынешней России — хоть языческие с обрядами, хоть придворные с костюмированными балами, они всегда были связаны с совместными играми.
Карачун и подарки
Славяне, как известно, до принятия крещения были язычниками, исповедовали многобожие. И одним из богов старинного пантеона был Карачун. Мы нередко поминаем его всуе, даже толком не зная, о ком говорим. «На улице сегодня какой-то карачун», «Не будешь слушаться, карачун тебе»… В подобных поговорках и шутливых угрозах то и дело звучит имя Карачун. И неслучайно он появляется там, где пророчат что-то темное, безрадостное, мрачное и… холодное. Ведь этот прообраз Деда Мороза в древнеславянской мифологии — воплощение беспощадного мороза.
Его имя связано с глаголом «укорачивать», «сокращать», ведь славяне связывали его приход со временем, когда день сокращался и наступала столь нелюбимая всеми зимняя темень. Отчасти из-за этой тьмы Карачун также считается божеством нижнего, мрачного мира — Нави, царства мертвых. Он не был тем добрым душкой, каким мы знаем сегодня Дедушку Мороза. Повелитель зимнего холода, морозов и метелей, вьюги и льда был довольно вспыльчивый, мог расстроиться и навести стужу и буран на тех, кто его разозлил. Поэтому славяне старались, как могли, его умаслить, приносили в конце осени дары и даже жертвы Карачуну, чтобы зима выдалась более спокойной и менее голодной.
Позже прообраз Деда Мороза в славянских сказаниях стал обретать иные черты. Из довольно-таки вредного и почти опасного он постепенно превратился в строгого, но опекающего Морозко (встречаются и другие имена того же божества, управляющего снегами и холодами: Трескун, Морок, Студенец, Зимник). Он уже оценивал людей по их поведению, и если они были достойны его благосклонности, Морозко, как мы помним уже из сказок, награждал хороших героев дорогими подарками. Отсюда пошла традиция взаимного одаривания в Новый год.
Кстати, из язычества же пришла привычка украшать дома сосновыми и еловыми ветвями, что также служило защитой от злых духов. В христианской традиции борьба с духами отошла уже на второй план, ель стала символом Рождества, поэтому у нее на макушке появилась звезда — символ первой звезды, взошедшей на небо в день появления на свет младенца Христа.
Колядки языческие и христианские
Празднования славян были всегда приурочены к природным явлениям. То есть Новый год как таковой поначалу не праздновался. Пpaзднoвaли, к примеру, Koмoедицу — веcеннее paвнoденcтвие. Радовались, что на смену гoлoду и холоду приходит тепло, можно начинать полевые работы, а значит, скоро будет сытно. По этому поводу знатно веселились: нaкpывaли cтoлы, жарили блины как символ Ярилы, сжигали чyчелo зимы, водили вокруг нее хороводы. Отголоском этого празднества осталась нынешняя наша Масленица, а вот хороводы так и остались новогодней традицией (обязательный хоровод ждет всех участников праздничной программы в Петровском путевом дворце).
В декабре язычники отмечали также зимний солнцеворот. Этот праздник назывался Коляда, и именно от него пошли традиционные колядки. Тогда песни посвящались природе, погоде, божествам, которых восхваляли, чтобы заработать им милость. С принятием крещения и приходом христианства темы песен поменялись: теперь колядки пелись во славу Иисуса, его же именем желали благодати каждому дому, к которому подходили с песнями, просили, чтобы Бог никого не оставлял в голоде и печали. Эта традиция прошла через все времена, менялись мелодии и слова, но и сейчас мы можем в Новый год и Рождество слышать и колядки, и их более серьезную версию — духовные песнопения. Как раз такие можно будет услышать в Петровском путевом дворце в исполнении ансамблей «Сирин» и «Узорика».
Проверка силы и ловкости
Еде одна традиция, которая характерна для зимних праздников и у язычников, и у христиан — это гулянья и игрища. На Руси во все времена любили состязаться в ловкости, удали, хитроумности. С XV века главное новогоднее торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Сначала митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. А затем официальная часть плавно переходила в гульбища.
Происходило все, кстати, вовсе не в декабре, а в сентябре. И лишь указом Петра Первого празднование Нового года было перенесено на 1 января, как это было принято в Европе. Дата изменилась, а традиции остались. Народ по-прежнему вступал в кулачные бои, мерился мастерством в клюшковании, борьбе за-вороток, перетягивании палки, игре в рюхи, играл в снежки, катался на коньках и санках. А когда на площади вырастала снежная крепость, то за нее велись поистине эпохальные бои. Позже это стало важной традицией празднования Нового года в императорских семьях династии Романовых.
Особой же популярностью пользовались стрельба из лука по бабкам — традиционная русская забава. Стрелы были с войлочными наконечниками. Целились в деревянные чурки, установленные в ряд на подставке высотой 1,5 м. Они и назывались бабками. Попробовать себя в такой стрельбе можно будет в Петровском путевом дворце во время интерактивной новогодней программы. Для этого (а также для пушистых снежков и катания с гор) во дворце будет выделена отдельная зона «Бранное поле», там же можно будет попробовать себя в бою на безопасных мечах.
Вельможи и бирюльки
Законодательнице мод всех придворных празднований на широкую ногу стала Екатерина II. Она же ввела несколько новогодних традиций. Например, устраивать большие приемы с настольными играми, танцами, а нередко и карнавалами. Она обожала все всем принимать личное участие и слыла мастером игры… в бирюльки. Удивительно, но факт: в эту игру играли не только крестьянские дети и сельские жители, но и горожане и придворные вельможи.
Бирюльками называли миниатюрные игрушки или палочки разной формы, из которых до начала игры сооружали небольшую горку. Вытаскивать надо было не по указке ведущего, а по собственному уразумению так, чтобы конструкция устояла. Что-то вроде нынешней дженги, но интереснее, ведь формы предметов или веточек были самые разнообразные. Кстати, отточить свое мастерство игры в бирюльки можно будет в интерактивной новогодней игре-путешествии в Петровском путевом дворце.
Любила императрица и всевозможные балы-маскарады. Аналогом празднования в костюмах можно считать и древнеславянскую традицию рядиться (меняться одеждой), чтобы запутать злых духов (тех, кто этим забавлялся, называли ряжеными). При дворе, конечно, ни о каких духах уже не думали, просто любили веселиться и примерять на себя разные образы. Эта традиция также дожила до наших дней. И мы можем видеть ее отголоски буквально везде: от детских утренников в садике до тематических празднований Нового года в клубах, на корпоративах и просто в семьях с большой фантазией. Темой игры-путешествия в Петровском путевом дворце, кстати, будут русские сказки — причем оформленные в стилистике иллюстраций Ивана Билибина.
Наряды и театр
Важно было к Новом году и Рождеству красиво убрать и украсить дом. И не забыть о собственном праздничном одеянии. Известно, например, что к торжественным случаям девушки готовили специальные кокошники. Не каждодневной носки, а парадные: украшенные богатым кружевом, бисером, а порой и драгоценными камнями. Такие великолепные кокошники можно будет самостоятельно смастерить на новогодней программе в Петровском путевом дворце.
Одной из деталей праздничного убранства усадьбы, дома или двора помимо величественной ели с огоньками, золотыми орешками, звездами и ангелами мог быть вертеп. Создавать их на Рождество было принято в европейских странах, и постепенно традиция пришла в Россию. Большинство вертепных композиций были статичными. Сюжет понятен — момент появления на свет младенца Христа. Но изредка вертеп превращался в театр. Причем как кукольный (все на ту же тему), так и живой — театральные сценки с людьми-актерами. Для русской традиции такой тип вертепа был все же редкостью. Наибольшее распространение приобрел кукольный вертеп. Причем играли его по своим обычаям и канонам, отличным от европейских. К примеру, в русском вертепе не было ангелов и демонов, вместо фигур Святого семейства нередко использовали иконы Рождества. С недавнего времени традиция вертепного живого театра в нашей стране ожила, и посмотреть, как это выглядит, можно будет все там же — в Петровском путевом дворце. Правда, в качестве сюжета кукольного спектакля выбрали все-таки не библейскую тему, у сказку Александра Сергеевича Пушкина «Золотой петушок».
Новогодняя программа в открывшемся для посетителей Доме приемов Мэрии Москвы объединяет все традиции празднования. Тут будут и бирюльки, и стрельба по бабкам, и снежки, и горка, и духовные песнопения XVII века под аккомпанемент старинных музыкальных инструментов, и хоровод, и рождественская ель. Из необычного — лишь поющий и играющий на свирели Дед Мороз. А во дворе дворца расположится ярмарка фестиваля «Зима в Москве».