Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Бирюльки, бабки, Карачун: как праздновали Новый год и Рождество в прошлые века

Рассказываем о новогодних играх и традициях подробнее

Какие бы празднования смены года ни устраивали на территории нынешней России — хоть языческие с обрядами, хоть придворные с костюмированными балами, они всегда были связаны с совместными играми.

Карачун и подарки

«Морозко»

«Морозко»

Славяне, как известно, до принятия крещения были язычниками, исповедовали многобожие. И одним из богов старинного пантеона был Карачун. Мы нередко поминаем его всуе, даже толком не зная, о ком говорим. «На улице сегодня какой-то карачун», «Не будешь слушаться, карачун тебе»… В подобных поговорках и шутливых угрозах то и дело звучит имя Карачун. И неслучайно он появляется там, где пророчат что-то темное, безрадостное, мрачное и… холодное. Ведь этот прообраз Деда Мороза в древнеславянской мифологии — воплощение беспощадного мороза.

Его имя связано с глаголом «укорачивать», «сокращать», ведь славяне связывали его приход со временем, когда день сокращался и наступала столь нелюбимая всеми зимняя темень. Отчасти из-за этой тьмы Карачун также считается божеством нижнего, мрачного мира — Нави, царства мертвых. Он не был тем добрым душкой, каким мы знаем сегодня Дедушку Мороза. Повелитель зимнего холода, морозов и метелей, вьюги и льда был довольно вспыльчивый, мог расстроиться и навести стужу и буран на тех, кто его разозлил. Поэтому славяне старались, как могли, его умаслить, приносили в конце осени дары и даже жертвы Карачуну, чтобы зима выдалась более спокойной и менее голодной.

«Последний богатырь»

«Последний богатырь»

Позже прообраз Деда Мороза в славянских сказаниях стал обретать иные черты. Из довольно-таки вредного и почти опасного он постепенно превратился в строгого, но опекающего Морозко (встречаются и другие имена того же божества, управляющего снегами и холодами: Трескун, Морок, Студенец, Зимник). Он уже оценивал людей по их поведению, и если они были достойны его благосклонности, Морозко, как мы помним уже из сказок, награждал хороших героев дорогими подарками. Отсюда пошла традиция взаимного одаривания в Новый год.

Кстати, из язычества же пришла привычка украшать дома сосновыми и еловыми ветвями, что также служило защитой от злых духов. В христианской традиции борьба с духами отошла уже на второй план, ель стала символом Рождества, поэтому у нее на макушке появилась звезда — символ первой звезды, взошедшей на небо в день появления на свет младенца Христа.

Колядки языческие и христианские

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Празднования славян были всегда приурочены к природным явлениям. То есть Новый год как таковой поначалу не праздновался. Пpaзднoвaли, к примеру, Koмoедицу — веcеннее paвнoденcтвие. Радовались, что на смену гoлoду и холоду приходит тепло, можно начинать полевые работы, а значит, скоро будет сытно. По этому поводу знатно веселились: нaкpывaли cтoлы, жарили блины как символ Ярилы, сжигали чyчелo зимы, водили вокруг нее хороводы. Отголоском этого празднества осталась нынешняя наша Масленица, а вот хороводы так и остались новогодней традицией (обязательный хоровод ждет всех участников праздничной программы в Петровском путевом дворце).

В декабре язычники отмечали также зимний солнцеворот. Этот праздник назывался Коляда, и именно от него пошли традиционные колядки. Тогда песни посвящались природе, погоде, божествам, которых восхваляли, чтобы заработать им милость. С принятием крещения и приходом христианства темы песен поменялись: теперь колядки пелись во славу Иисуса, его же именем желали благодати каждому дому, к которому подходили с песнями, просили, чтобы Бог никого не оставлял в голоде и печали. Эта традиция прошла через все времена, менялись мелодии и слова, но и сейчас мы можем в Новый год и Рождество слышать и колядки, и их более серьезную версию — духовные песнопения. Как раз такие можно будет услышать в Петровском путевом дворце в исполнении ансамблей «Сирин» и «Узорика».

Проверка силы и ловкости

«Последний богатырь»

«Последний богатырь»

Еде одна традиция, которая характерна для зимних праздников и у язычников, и у христиан — это гулянья и игрища. На Руси во все времена любили состязаться в ловкости, удали, хитроумности. С XV века главное новогоднее торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Сначала митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. А затем официальная часть плавно переходила в гульбища.

Происходило все, кстати, вовсе не в декабре, а в сентябре. И лишь указом Петра Первого празднование Нового года было перенесено на 1 января, как это было принято в Европе. Дата изменилась, а традиции остались. Народ по-прежнему вступал в кулачные бои, мерился мастерством в клюшковании, борьбе за-вороток, перетягивании палки, игре в рюхи, играл в снежки, катался на коньках и санках. А когда на площади вырастала снежная крепость, то за нее велись поистине эпохальные бои. Позже это стало важной традицией празднования Нового года в императорских семьях династии Романовых.

Особой же популярностью пользовались стрельба из лука по бабкам — традиционная русская забава. Стрелы были с войлочными наконечниками. Целились в деревянные чурки, установленные в ряд на подставке высотой 1,5 м. Они и назывались бабками. Попробовать себя в такой стрельбе можно будет в Петровском путевом дворце во время интерактивной новогодней программы. Для этого (а также для пушистых снежков и катания с гор) во дворце будет выделена отдельная зона «Бранное поле», там же можно будет попробовать себя в бою на безопасных мечах.

Вельможи и бирюльки

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Законодательнице мод всех придворных празднований на широкую ногу стала Екатерина II. Она же ввела несколько новогодних традиций. Например, устраивать большие приемы с настольными играми, танцами, а нередко и карнавалами. Она обожала все всем принимать личное участие и слыла мастером игры… в бирюльки. Удивительно, но факт: в эту игру играли не только крестьянские дети и сельские жители, но и горожане и придворные вельможи.

Бирюльками называли миниатюрные игрушки или палочки разной формы, из которых до начала игры сооружали небольшую горку. Вытаскивать надо было не по указке ведущего, а по собственному уразумению так, чтобы конструкция устояла. Что-то вроде нынешней дженги, но интереснее, ведь формы предметов или веточек были самые разнообразные. Кстати, отточить свое мастерство игры в бирюльки можно будет в интерактивной новогодней игре-путешествии в Петровском путевом дворце.

Любила императрица и всевозможные балы-маскарады. Аналогом празднования в костюмах можно считать и древнеславянскую традицию рядиться (меняться одеждой), чтобы запутать злых духов (тех, кто этим забавлялся, называли ряжеными). При дворе, конечно, ни о каких духах уже не думали, просто любили веселиться и примерять на себя разные образы. Эта традиция также дожила до наших дней. И мы можем видеть ее отголоски буквально везде: от детских утренников в садике до тематических празднований Нового года в клубах, на корпоративах и просто в семьях с большой фантазией. Темой игры-путешествия в Петровском путевом дворце, кстати, будут русские сказки — причем оформленные в стилистике иллюстраций Ивана Билибина.

Наряды и театр

«Морозко»

«Морозко»

Важно было к Новом году и Рождеству красиво убрать и украсить дом. И не забыть о собственном праздничном одеянии. Известно, например, что к торжественным случаям девушки готовили специальные кокошники. Не каждодневной носки, а парадные: украшенные богатым кружевом, бисером, а порой и драгоценными камнями. Такие великолепные кокошники можно будет самостоятельно смастерить на новогодней программе в Петровском путевом дворце.

Источник: Mos.ru
Источник:

Mos.ru

Одной из деталей праздничного убранства усадьбы, дома или двора помимо величественной ели с огоньками, золотыми орешками, звездами и ангелами мог быть вертеп. Создавать их на Рождество было принято в европейских странах, и постепенно традиция пришла в Россию. Большинство вертепных композиций были статичными. Сюжет понятен — момент появления на свет младенца Христа. Но изредка вертеп превращался в театр. Причем как кукольный (все на ту же тему), так и живой — театральные сценки с людьми-актерами. Для русской традиции такой тип вертепа был все же редкостью. Наибольшее распространение приобрел кукольный вертеп. Причем играли его по своим обычаям и канонам, отличным от европейских. К примеру, в русском вертепе не было ангелов и демонов, вместо фигур Святого семейства нередко использовали иконы Рождества. С недавнего времени традиция вертепного живого театра в нашей стране ожила, и посмотреть, как это выглядит, можно будет все там же — в Петровском путевом дворце. Правда, в качестве сюжета кукольного спектакля выбрали все-таки не библейскую тему, у сказку Александра Сергеевича Пушкина «Золотой петушок».

Источник: Mos.ru
Источник:

Mos.ru

Новогодняя программа в открывшемся для посетителей Доме приемов Мэрии Москвы объединяет все традиции празднования. Тут будут и бирюльки, и стрельба по бабкам, и снежки, и горка, и духовные песнопения XVII века под аккомпанемент старинных музыкальных инструментов, и хоровод, и рождественская ель. Из необычного — лишь поющий и играющий на свирели Дед Мороз. А во дворе дворца расположится ярмарка фестиваля «Зима в Москве».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения