В игре ребенок может показывать, что его что-то беспокоит, и проигрывать различные проблемы. Через игру ребенок транслирует не только то, что видит, но и свой личный опыт — как положительный, так и отрицательный. Так почему у ребенка появляется желание бить и наказывать своих игрушек?
Что пытается сказать ребенок
Если ребенок делает из своих игрушек плохих героев и наказывает их — совсем необязательно, что за этим кроется что-то нехорошее. Когда в игре в игре есть отрицательные и положительные герои, то это нормально. Малыш воспроизводит какую-то ситуацию, где плохие игрушки в чем-то провинились и получили по заслугам, это вполне хороший, здоровый сюжет.
Через игру ребенок транслирует какой-то знакомый сценарий. Возможно, ребенок просто фантазирует, взяв за основу ситуации, увиденные в мультиках или по телевизору. Либо пытается воспроизвести конкретную ситуацию, с которой столкнулся он сам. В игре дети часто пытаются понять, что такое хорошо и что такое плохо, изображают нормы, которые приняты в социуме.
Есть два варианта самовыражения в играх:
ребенок просто транслирует сюжет, который увидел со стороны;
малыш проигрывает жизненную ситуацию, которая произошла с ним в реальной жизни.
Какие проблемы могут скрываться в сюжетах игры
Случается, что ребенок бьет и наказывает игрушки — в этом случае он, скорее всего, повторяет чью-то модель поведения. И часто — родителей, которые наказывают своего ребенка. В этом случае им стоит присмотреться к тому, как ребенок изображает их в игре. Это прекрасная возможность увидеть свою модель поведения и пересмотреть ее.
Поведение в играх далеко не всегда характеризует эмоциональное состояние ребенка. Но если у ребенка в играх систематически повторяется какой-то негативный сюжет, то стоит присмотреться к малышу. Возможно, у него проблемы со сверстниками, или с воспитательницей в детском саду.
Нужно понимать, что поведение в игре само по себе не является сигналом какой-то проблемы. Дети могут играть как угодно, и если рассматривать в этом проблему, то только в контексте с другими аспектами жизни ребенка. Когда есть другие поводы для переживаний. Конечно, бывает, что появляются действительно странные сюжеты не по возрасту (например, насилие или сексуальные мотивы). В этом случае, конечно, стоит обратить на это внимание.
Как реагировать на странности
Родителям не стоит осуждать игру ребенка и требовать ее прекратить. Лучше попробовать подключиться к игре, чтобы понять, почему ребенок выбрал именно такой сценарий. Важно не вмешиваться в игру и не исправлять поведение ребенка, а просто понаблюдать, поговорить.
Если сюжет взялся непонятно откуда, но вы хотите понять, почему он появился у ребенка в голове, возьмите какую-то игрушку и постарайтесь подыграть ребенку. Пусть ваш герой задает вопросы другим участникам игры, взаимодействует с ними. Спрашивайте, почему тот или иной герой так поступает, что он чувствует и т.п. Возможно, во взаимодействии с вашим героем ребенок раскроется, и вы сможете понять, почему он так играет.
Стоит обратить внимание, принято ли в вашей семье выражать негативные эмоции. Бывает, что проявления злости, гнева или агрессии находятся под строгим запретом. Тогда неудивительно, что ребенок пытается выразить отрицательные эмоции через игру. Важно позволять ребенку проявлять любые эмоции — пусть даже негативные.