Готовность № 1
Общая готовность к детскому саду зависит от того, какой образ жизни ведет малыш и какими навыками обладает.
Пообщайтесь с наблюдающим педиатром по поводу адаптационных способностей ребенка — история его внутриутробной жизни, рождения и первых лет имеет здесь немалое значение. Психологическую готовность маленького может оценить детский психолог посредством теста на готовность к детскому саду и личного общения. Как ваш малыш умеет управлять агрессией в общении с детьми и взрослыми; как воспринимает расставание с мамой или бабушкой; готов ли следовать правилам и делать то, что просит воспитатель; насколько ревностно относится к своим игрушкам.
«Во многих детских садах малышей принимает в группу психолог, — говорит Анна Пряничникова. — Играя с ребенком, он составляет представление об его уровне развития, навыках. На основании собранной информации психолог дает рекомендации по подбору игрушек для группы».
Чтобы получить информацию о психологических и поведенческих проблемах ребенка, психологи используют в работе с детьми старше 4 лет рисуночные методики. Рисование — это своеобразный вид речи, с помощью которого ребенок передает фрагмент своего опыта или знаний. Адресована эта «речь» обычно взрослым. Имеют значение сюжет, качество и цвета рисунка: чаще всего дети рисуют хорошее аккуратно, яркими «теплыми» цветами, а плохое — небрежно, темными «холодными».
Рисунки детей младше 4 лет менее информативные — в этом случае эффективны игровые методики, например пальчиковые, ролевые игры, в которых ребенку задают вопрос: «Давай поиграем: кем ты будешь?», то есть предлагают самому выбрать себе героя. В таких играх дети обычно моделируют ситуации, которые их занимают, беспокоят. Надо отметить, что психолог работает не только с ребенком, но и с родителями, ведь проблема ребенка может быть связана с ними.
Очень привязанного к маме ребенка психологи советуют постепенно, осторожно и задолго до садика приучать к самостоятельности по схеме «мама сейчас уйдет, но она обязательно вернется (через сколько минут, в какое время дня), и, когда она вернется, малыш с мамой будут делать что-то интересное (описание конкретного занятия)». Не стоит и пытаться «отлучить» малыша от мамы незадолго до начала посещения детского сада: он может решить, что мама его больше не любит.
Имеет смысл расположить малыша к воспитателю и детям. Заверения в любви успокаивают, а простой, понятный и позитивный настрой на общение с другими детьми, на новые игры и игрушки пробуждает интерес.
«Многие психологи все же придерживаются мнения, что логические доводы ребенку 3-летнего возраста непонятны, — полагает Анна Пряничникова. — Главная мотивация, на мой взгляд, — интерес к детям, который возникает у малыша в 3 года, интерес к игрушкам. Не нужно «зацикливать» малыша на предстоящей перемене в его жизни. Не надо говорить, что мама не хочет с ним расставаться, но так нужно. Можно воспользоваться схемой подачи «мы с тобой вместе пойдем в детский сад» — она не испугает ребенка, в отличие от схемы «ты пойдешь».
Стоит запомнить
Существуют простые приемы, которые помогают понять, что действительно происходит с ребенком:
Спрашивайте. Ребенок не всегда первым говорит о нежелании идти в детский сад. Выяснить, как он чувствует себя в садике, и узнать причины трудной адаптации можно наводящими вопросами, которые не несут в формулировках предполагаемого негативного ответа. Неправильный вопрос будет звучать так: «Тебя там (не) обижают?» или «Воспитательница тебя (не) обижает?» Если вы получили отрицательный ответ на правильно сформулированный вопрос «Тебе нравится (хорошо) в садике?», задайте малышу вопросы, предполагающие рассказ («А почему?», «А что тебе (не) нравится?»). Интересуйтесь мелочами детсадовской жизни ребенка: «С кем ты дружишь?», «Что вы сегодня делали?», «Тебе нравится воспитательница?», «А какая воспитательница тебе нравится?» Сопровождайте каждый вопрос наводящим «Почему?»
Слушайте. Когда ребенок рассказывает о том, как прошел его день, вникайте в рассказ. Если малыш спрашивает о чем-то, что вас удивляет, это может означать, что возникла ситуация, которая его волнует.
Общайтесь. Ежедневное общение с ребенком помогает предотвратить многие конфликтные ситуации. Если стресс имел место, лучше не заострять на нем внимание ребенка. Речь, в частности, об опыте, связанном с болью, со случайной несерьезной травмой. Иначе семья рискует внушить ребенку излишний страх перед болью либо столкнуться в дальнейшем с манипуляцией.
Объясняйте. Не надо фиксировать ребенка и на его неправильном поведении: например, если малыш научился в садике нехорошим словам, повел себя некрасиво. Просто и понятно объясните, что так не нужно говорить или поступать.
Наблюдайте. Обращайте внимание на игры и рисунки малыша, анализируйте изменения в его характере. Серьезная стрессовая ситуация в любом случае проявляется в поведении.
Поощряйте общение с другими детьми, начните вместе ходить в детский «университет» или клуб, в центр развития, где у ребенка будет возможность постепенно понять законы общения с «чужими» детьми и взрослыми. В 1979 году французский психотерапевт Франсуаза Дольто открыла в Париже La Maison Verte («Зеленый дом») — бесплатный клуб для детей от 0 до 4 лет и их родителей, который дает ребенку возможность общаться и готовит его к детскому саду. Дети приходят туда, когда захотят — их не регистрируют, а лишь записывают имя и возраст ребенка, семейный статус сопровождающего.
Среди «принимающих» (психологов, педиатров и педагогов) обязательно есть мужчина. Персонал сменяется часто, чтобы малышам не навязывалось мировоззрение «принимающих». Подготовка ребенка к детскому саду происходит в процессе обычного общения с «принимающими» и другими гостями. Игры, которые проводят в клубе, направлены именно на общение, а не на специфическое развитие. «Зеленые дома» дают возможность общения и родителям.
«Еще один вариант, — предлагает Анна Пряничникова, — записать малыша на занятия в детском развивающем центре: дети 1,5–2,5 лет приходят туда с родителями, и когда малыши увлекаются игрой, родители постепенно „выключаются“ из нее, а потом и уходят за дверь. То есть мама рядом, но ребенок учится играть с другими детьми и обходиться какое-то время без нее. Если он спрашивает, где мама, его подводят к ней. Отучение ребенка от постоянного маминого присутствия нужно проводить очень аккуратно — сначала в знакомой среде, дома. В незнакомой среде это можно делать, когда ребенок уже немного научился „отпускать“ маму».
Немецкое качество
В 43 странах мира (в Европе, Азии, Африке и Америке) существуют вальдорфские детские сады и школы, которые впервые появились в начале XX века в Германии в Штутгарте при фабрике «Вальдорф-Астория». Вальдорфская педагогика сформировалась на базе философии Рудольфа Штайнера. Ее главная идея — учет биологических, социальных и духовных закономерностей развития человека, ориентация на личность ребенка независимо от его национальности, вероисповедания, возраста, социального положения и уровня развития.
Одна из особенностей вальдорфских школ и садов — разновозрастные группы, которые позволяют детям примерить несколько социальных ролей. Предполагается, что в разновозрастных группах облегчены адаптация и развитие, так как отсутствует стресс соревнования (единственной движущей силы развития в группах сверстников). Старшие и младшие дети активно общаются, старшие своим примером обучают младших и сами активно развиваются в этой покровительственной роли.
У детей разных возрастов разные задачи, они по-разному играют и общаются. Думаю, общение с детьми старшего возраста все же должно быть не постоянным, а эпизодическим, а большую часть времени ребенку нужно проводить в обществе сверстников. Ведь малыш, совершенно не желающий делать что-то, втягивается в познавательную деятельность только потому, что видит результат у сверстника, сидящего рядом, — считает Анна Пряничникова.
Соревновательность в этом случае становится стимулом.
Если есть возможность, запишите ребенка в одну группу с друзьями-ровесниками. В период адаптации проводите с ним время в садике и забирайте домой как можно раньше.
«Если мама выбирает схему мотивации „мы вместе с тобой идем в детский сад“, подразумевается, что мама действительно сама вводит ребенка в группу, — объясняет Анна Пряничникова. — Первое время она физически находится рядом с крохой, подводит к детям, вовлекает в игры. По мере его адаптации она постепенно отдаляется в прямом смысле слова: отходит на несколько шагов дальше, а затем выходит за дверь. 2–3-летние дети не заостряют внимание на участии чьей-то мамы в их общении, а 4-летнему ребенку ее близость уже не столь необходима, он быстрее осваивается и лучше понимает объяснения».
Спецподготовка
Как быстро малыш освоится в детском саду, во многом зависит от умения самостоятельно засыпать, умываться и одеваться, есть за общим столом (в том числе в детском коллективе), съедать обед примерно за полчаса, не отвлекаясь. Узнайте распорядок дня в конкретном детском саду. Переходить на этот график и режим питания нужно заранее (месяца за 2), плавно сдвигая время. Если до сих пор день планировался в зависимости от желаний ребенка, теперь нужно привыкать к режиму.
Специалисты советуют реже поощрять ребенка сладостями и снеками, ведь в садике этого не будет. Важно начать составлять детский рацион в соответствии с меню и калорийностью конкретного учреждения (в некоторых, например, появилось такое нововведение, как витаминизированное питание). Нужно ввести в рацион разнообразные супы, гарниры, овощи, напитки; чередовать блюда независимо от пристрастий ребенка; не перекармливать его, чтобы в саду он не чувствовал себя голодным. Обратите внимание на то, хорошо ли малыш ест с ложки и вилки, пьет из кружки, отвык ли он уже от бутылочки и соски.
Умение сказать взрослому о недомогании, пользоваться горшком и сообщать о необходимости посетить туалет — принципиально важные навыки для малыша, который собирается в детский сад.
Уточните, заставляют ли детей доедать пищу и т. д. Установите контакт с воспитателем, поговорите с ним о своем ребенке, познакомьте их. Расскажите о характере и привычках малыша, о том, какие продукты он не любит.
Заранее подумайте о приеме детских поливитаминных препаратов, минимизируйте нагрузку на нервную систему ребенка, поберегите малыша от переутомления и сильных эмоций.
Держим «удар»?
В жизни малыша, переступившего порог детского сада, наступают значительные перемены. Отрыв от мамы, общение с множеством чужих людей, столкновение с правилами, которым необходимо следовать, — это стресс. И неудивительно, что ребенок осознанно и неосознанно изыскивает возможность вернуться к прежнему положению или приспособиться к новому. Приспособление — естественная реакция на изменение условий. Принимать она может самые разные формы. И не стоит удивляться, что малыш стал раздражительным, агрессивным, плаксивым, у него снизился аппетит или ухудшилось качество сна. На этом психоэмоциональном фоне и физическое здоровье уязвимо.
«Пошел в сад и стал часто болеть» — порой причиной подобного становится отнюдь не банальный контакт с вирусами, психосоматические проявления нежелания малыша туда ходить», — говорит Анна Пряничникова.
Считается, что легкое освоение там занимает несколько недель и обходится без недомоганий. Среднетяжелая адаптация длится дольше месяца, в этот период вероятно легкое заболевание без осложнений. Затяжное (более 3 месяцев) привыкание, сопровождаемое частыми заболеваниями, требует помощи специалистов и/или поиска альтернативы детскому саду.
Не надо настраивать ребенка негативно, формировать у него образ детского сада как места, которым его наказывают. Родителям стоит пересмотреть свое отношение к детскому саду и перестать обсуждать при ребенке проблемы учреждения.
«Существуют разные мнения, но, по моим наблюдениям, до 3 лет ребенку нужен один человек, который объясняет ему правила и нормы, ценности, требования; дает некий эталон поведения, — утверждает Анна Пряничникова. — Малышу сложно воспринимать эту информацию от разных людей: он не может понять, что правильно, а что нет. 1–2-летнему ребенку нужна мама, любовь, забота, комфорт. В 3 года, когда он начинает говорить „я сам“, у него уже появляются самостоятельность, желание общаться, взаимодействовать с другими детьми».
Японский опыт
В Японии детские сады идеологически ориентированы на обучение ребенка самостоятельности, послушанию и этикету, навыкам межличностного общения. Объясняют, как найти «золотую середину» между своими пожеланиями и комфортом других; учат правильно смотреть на собеседника.
В Стране восходящего солнца малыши обычно приходят в детские сады в 4 года. В 3-летнем возрасте это возможно, если родителям необходимо выйти на работу. Есть садики даже для годовалых крошек, но вообще так рано в Японии не рекомендуют отлучать ребенка от матери: такие «ясли» существуют именно как выход в особых случаях — чтобы устроить туда ребенка, нужно указать в заявлении действительно серьезные причины.
Если позволяют финансовые возможности, японские родители стремятся определить ребенка в детский сад при престижном университете, так как преемственность образования и трудоустройства гарантирует выпускнику элитного садика получение высокооплачиваемой работы много лет спустя. Конкуренция несколько накаляет отношения между детьми, а также их родителями. Известно даже о преступлении, совершенном на почве конкуренции за место в элитном садике.
Как и в других образовательных структурах Японии, в детских садах год разделен на три семестра, между которыми есть каникулы. В каникулы дети могут приходить в садик пообщаться со своим воспитателем или в бассейн (большое внимание в японском детском саду уделяют физическому развитию ребенка и его здоровью — достаточно сказать, что главный праздник в садике — День физкультуры).
Группы в японских детских садах разнополые, небольшие (6–8 человек). Для своей группы дети сами выбирают имя — таким образом воспитатели приучают их к принятию решения.
Почему ему там трудно?
Трудности адаптации в детском саду не всегда связаны с проблемами детской личности и воспитания. Многое зависит от уровня учреждения, его обычаев и квалификации персонала. По какому принципу родители выбрали детский сад: «недалеко от дома», «там было место»? Садик садику рознь, причем это не всегда зависит от его статуса (муниципальный, ведомственный, коммерческий, домашний). Перед тем как относить документы в конкретное учреждение, нелишним будет собрать сведения о «послужном списке» учреждения и родительские отзывы.
Еще один аспект темы — система, по которой работает садик, уклон на раннее развитие или изучение иностранного языка. Ведь у каждой методики есть «плюсы» и «минусы».
«Выбор между простым присмотром и развитием ребенка в детском саду зависит от желания родителей, — считает Анна Прянишникова. — Но деликатные игровые развивающие методики помогают снять эмоциональное и мышечное напряжение; снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность; развить память, внимание, речь, воображение, общую и мелкую моторику. То, что ребенок получит в первые 3 года жизни, является своеобразным „фундаментом“ его развития. К примеру, зачем ребенку нужны пальчиковые игры? Тренировка пальцев рук совершенствует зоны мозга, ответственные за речь. Развитые пальчики — это аккуратное письмо и правильная артикуляция».
Что же касается изучения иностранных языков в детских садах, то в этом вопросе необходимо учитывать мнение лингвистов, которые рекомендуют начинать изучение другого языка после того, как ребенок уже хорошо говорит на родном (не картавит, правильно и четко произносит звуки), то есть в 6–7 лет. Не вполне усвоив фонетические особенности своего языка, ребенок может путать звуки и произношение в иностранном. Такой риск есть даже тогда, когда малыш уже хорошо говорит по-русски: если родители заметили регресс в речевых навыках ребенка, изучение нового языка лучше отложить».
Больше интересных материалов о развитии и воспитании ребенка — в нашем канале на