Приходя с работы, вы наблюдаете одну и ту же картину: ребенок бежит не к вам, а… к вашей сумке. Он разочарован и обижен, если не находит в ней новой игрушки. В чем же дело: ребенок избалован или плохо воспитан? Попробуем разобраться.
Даришь — значит, любишь!
Шоколадка, очередной плюшевый мишка, уже через десять минут заброшенный в дальний угол и забытый, становятся для ребенка своеобразной компенсацией недостаточного родительского внимания. И в этом есть логика: действительно, подарок является доказательством того, что близкий человек о нас думал, даже когда не был с нами рядом.
Ребенок неосознанно чувствует: несмотря на все важные дела, папа и мама не забыли обо мне, значит, я им нужен. Довольно часто такую систему компенсации поддерживают сами родители, считая своим долгом ежедневно приходить домой не с пустыми руками. Постепенно маленькому человечку начинает казаться, что чем больше ему дарят, тем больше любят.
Подарки необязательно материальны: ваш малыш должен это понимать.
Загляните в себя: возможно, вы испытываете чувство вины перед ребенком за то, что вечно заняты, не выполняете обещаний или возвращаетесь домой, когда он уже спит. Подарок в этом случае — способ успокоить собственную совесть, загладить вину. Тепло и нежность родители выражают через сладости и игрушки. Помните французский фильм «Игрушка»? Герой Пьера Ришара поставил совершенно точный «диагноз» отцу мальчика, завалившего сына дорогими вещами: «Вы покупаете его!»
Однако время, проведенное с родителями, возможность свободного общения с ними ничем нельзя заменить. Поэтому найдите совместное занятие, которое понравится малышу: сходите в зоопарк, испеките вместе блины или просто поиграйте. Но помните: в этот момент вы должны быть полностью включены в ваше общее дело — никаких разговоров по телефону или параллельного составления плана завтрашнего совещания. Если выкроить свободное время не удается, побольше обнимайте и целуйте ребенка, не бойтесь «телячьих нежностей» — они лучше игрушек покажут вашу любовь.
В подобной ситуации родители могут руководствоваться и иными мотивами: они стремятся подарить ребенку те радости, которых были лишены сами. Не стоит ежедневно брать на себя роль Деда Мороза, ведь подарки от этого персонажа радуют нас именно благодаря долгому ожиданию.
Ты — мне, я — тебе!
Родители должны принимать и любить ребенка таким, какой он есть, без всяких условий (психологи называют это «безусловным принятием»). Но иногда возникает ситуация, в которой подарки могут использоваться родителями в качестве «кнута и пряника». В этом случае из уст взрослых звучит приблизительно следующее: «Если будешь себя хорошо вести, слушаться бабушку, сидеть тихо, я куплю тебе конфету или игрушку. А если не будешь — не куплю».
Основатель гуманистической психологии американский психолог Карл Роджерс называл эту воспитательную позицию «условным принятием». Родители манипулируют ребенком: любят его, дарят подарки при условии правильного поведения. Ребенок же понимает, что абсолютно все, даже хорошие поступки, может быть предметом торговли. Если он заслужил подарка, то ждет его как должное… а иногда даже и требует. И через некоторое время уже родители могут услышать от любимого чада: «Если я уберу игрушки, ты купишь мне мороженое?»
Время общения с детьми нельзя заменить никакими подарками.
Куклы, солдатики и сладости не имеют никакого отношения к тому, как ребенок себя ведет, поэтому не делайте их орудиями давления на малыша. Подарок — не средство поощрения, а тем более наказания.
Хороших вещей много не бывает
С самого раннего возраста у любого человека формируется индивидуальная система ценностей. Ее можно представить в виде лестницы: чем на более высокой ступеньке находится та или иная ценность, тем более она значима для человека. У одного из нас это любовь и семья, для другого важнее всего интересная работа и возможность творческой реализации, а для третьего — материальная обеспеченность. Систему ценностей мы во многом «списываем» с нашего окружения. Для маленького ребенка это прежде всего семья.
Если разговоры в семейном кругу в основном касаются заработной платы, основные радости связаны с покупкой новых вещей, а больше всего малыша ругают за потерю игрушки или разбитую чашку, у ребенка появляется потребительская мораль. Он с колыбели ориентирован родителями на получение выгоды. И требует подарков не потому, что плохо воспитан, а потому что так принято в его семье.
Попытка приспособить дитя к жизни в жестких условиях современного общества, сделать его «конкурентоспособным» — неблагодарная затея.
51 процент французов ежемесячно тратит на подарки детям больше, чем планировалось.
Целеустремленность, ум и способность к творчеству значительно лучше помогают адаптироваться, чем жадность и стремление добиваться желаемого любой ценой. И все же не расстраивайтесь: ценностная иерархия полностью складывается лишь к юношескому возрасту, поэтому пока у вас есть прекрасная возможность изменить ситуацию.
Научите ребенка радоваться нематериальным подаркам. Например, на вопрос: «Что ты мне принесла?» — ответьте с интригующей таинственностью: «Я принесла совершенно новую, потрясающе интересную… сказку!» Завтра это может быть ужасно сложная загадка, послезавтра — идея новой игры. Не бойтесь, если сначала вы увидите разочарование на личике крохи, постепенно он обязательно втянется в игру.
Развесели меня!
Вспомните, в какой момент взрослых непреодолимо тянет к витринам магазинов? Когда жизнь начинает казаться однообразной. Малышу тоже бывает скучно. У «тоски зеленой», как часто именуют скуку, целый веер причин. Возможно, вы редко водите ребенка в гости или приглашаете гостей к себе, предпочитаете один и тот же маршрут прогулок, при этом не утруждаете себя тем, чтобы обратить внимание крохи на играющих котят или новый скворечник.
Другая причина кроется в том, что дети не всегда умеют играть, у них не хватает воображения, чтобы придумать новые сюжетные ходы в игре, поэтому старые игрушки быстро надоедают. Ваша фантазия поможет разнообразить деятельность ребенка: покажите, что старую знакомую куклу Машу можно не только укачивать и кормить, но и водить в гости, лечить, причесывать. А может быть, ваше чадо «засиделось» дома, в окружении бабушек и нянь, в то время как ему давно пора в детский сад, где есть возможность общаться со сверстниками.
Больше полезных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на