Август — месяц, когда по традиции волонтерский отряд посещает заимку Агафьи Лыковой. Ежегодно к самой известной отшельнице России, а возможно всей планеты, отправляются журналисты, писатели, документалисты, а также желающие просто помочь женщине, живущей без благ цивилизации в лесной глуши. Отбор строгий, ведь задача волонтерского отряда помочь, а не навредить, в том числе не заразить опасными заболеваниями. В этом году 79-летняя Агафья снова ждет гостей.
Как Лыковы стали отшельниками и почему скрывались
Агафья — самая младшая в семье староверов Лыковых. История отшельничества семейства началась в начале XX века. Уроженцы Нижегородской губернии скитались почти три столетия, гонимые властью и движимые старой верой. Они отправились в тайгу, чтобы жить обособлено.
Три брата с семьями обосновалась в нынешней Тюменской области, но затем перебрались на Алтай. Уходя в глушь все дальше, они стремились сохранить чистоту своей веры и не желали, чтобы общество и государство вмешивалось в их жизнь. «Комсомольская правда», а именно эта газета в далеком 1982 году поведала об отшельниках, составила хронику, как Лыковы искали уединения практически весь двадцатый век.
Первые документированные упоминания о Лыковых датированы 1933 годом. Их заметила группа, объезжавшая вновь созданный Алтайский заповедник. В лесу обнаружили поселение на шесть дворов. Три из них принадлежали братьям Лыковым: Степану, Евдокиму и Карпу. Сначала жителям предложили сотрудничество — работать в заповеднике. Но буквально сразу же, по распоряжению о коллективизации, староверов обязали покинуть насиженные места и объединиться с другими — чтобы поселение состояло не менее чем из десяти дворов. Тогда братья ушли в глубь леса. Первым на новое место перебрался Карп, а вот Евдоким не успел. Его по нелепой случайности застрелила группа наблюдателей, которая отправилась проверять донос, написанный на братьев. А староверы приняли мужчин в новой форме за демонов и бросились бежать. На окрик «Стой, стрелять буду!» Евдоким не отреагировал, за что и получил пулю в спину. Свидетелем этих событий стал Карп, который приехал помочь брату. Это укрепило его в желании уйти от мира.
До войны семью разыскивали сотрудники НКВД. А Карп с домочадцами петляли будто зайцы, путая следы. После Великой Отечественной войны на заимки Лыковых набредали экспедиции топографов или геологов. Глава семьи беседовал с гостями, отвечал на вопросы, помогал с картами, а после встречи семейство просто растворялось. Новая экспедиция уже не могла найти отшельников на прежнем месте. «Заимка Лыковых» появлялась на картах разных лет в разных местах. Об отшельниках было известно лишь узкому кругу лиц. В 1958 году на Лыковых наткнулась группа туристов. А после на 20 лет они пропали с радаров.
Только в 1978 году на семейство, состоявшее на тот момент из патриарха дома — Карпа Лыкова и его четверых детей: сыновей Савина и Дмитрия, дочерей — Натальи и Агафьи, наткнулись геологи. Супруга Карпа — Акулина скончалось еще в 1961 году.
Опасные встречи с внешним миром
Охота, рыбалка, собирательство… За 20 лет без контактов с внешним миром Лыковы буквально одичали. Когда в 1982 году над заимкой завис вертолет с журналистом «Комсомолки» — семейство спряталось. Оно страшилось любых контактов. Как оказалось, не зря.
В 1981 году жизни Савина, Натальи и Дмитрия унесла коварная болезнь. Что это было, врачи достоверно сказать не могут, а вот причину назовут точно — контакт с посетителями из внешнего мира. Лыковы практически растеряли иммунитет от различных заболеваний. По описанию роковая болезнь походила на пневмонию. Оправиться от недуга удалось лишь самому старшему члену семьи — Карпу и самой Младшей — Агафье. А заразилась семья, пообщавшись с группой геологов.
Новое испытание — болезнь в 1988 году Карп уже не пережил. Лихорадка свела его в могилу практически за день. Но Агафья оправилась. Хотя как выяснилось, у отца иммунитет от ряда болезней все-таки был — он рос в сообществе, а у Агафьи, родившейся в 1944 году, его практически не было.
«Исследования подтвердили, что Агафья практически не имеет специфического иммунитета против широко распространенных среди людей вирусных заболеваний, и они представляют для нее огромную опасность. Единственное, на что у нее обнаружен иммунитет, это на вирус клещевого энцефалита», — пишет «Московский Комсомолец» со ссылкой на Игоря Назарова — врача, обследовавшего Агафья Лыкову.»
Как устроен быт Агафьи
Лыковы жили просто и скромно. Растили картошку — основу рациона. К картошке добавляли рыбу или мясо, если не в постные дни. Сейчас Агафья промышляет на своей заимке лишь рыбалкой. Она, несмотря на солидный возраст, огородничает. Гости помогают ей вскопать делянку под картофель и морковь, привозят муку и соль — такие подарки Агафья принимает с радостью. А разносолы либо не берет вовсе, либо для отвода глаз — чтобы не обидеть.
Ее день заканчивается и начинается с молитвы. Отец обучил ее грамоте. А премудростям счета она выучила сама — даже рассчитала, когда наступает Пасха, в то время как семья скрылась от мира. Помогли в этом священные книги, а вычисления самоучки на удивление оказались верными. Молитва — главная работа для Агафьи, именно так наставлял дочь Карп. Второе — этой хозяйство.
В хозяйстве у Агафьи куры и козы. Сено дня коз привозят добровольцы. Очередную партию в этом году Лыковой доставили в апреле вместе с прочими подарками к ее дню рождения.
До недавнего времени жила отшельница в маленькой избушке с одним окном и русской печкой. Новое жилище для Агафьи доставили в тайгу по воздуху. Светлый и просторный дом подарил Лыковой меценат — Олег Дерипаска. Постройку собрали волонтеры. Но прижиться нем Агафья смогла не сразу. В старой избе поселила коз, а потом стала и ночевать вместе с ними. В прошлом году новую пристройку для животных возвели рядом с новой избой, чтобы Агафья перебралась жить именно туда. Помог тот же меценат. Теперь Агафья живет в новом доме.
Зато постройки на старом месте этой весной постигло несчастие. Рядом с избушкой было хозяйственные помещения и дом добровольца — геолога Ерофея Седого, который несколько лет жил на этой заимке. Строение смыло наводнением. Зато старый дом отшельницы не пострадал, ведь поставлен он на месте, которое выбрал еще Карп Лыков, а он знал местную природу и на что способна стихия.
Отшельница сама печет хлеб — вместо дрожжей ставит закваску на картофеле. Картошка и каша — главные блюда ее рационе. Даже холодец она делает из картофеля и лука! Застывшее пюре Лыкова подает с кедром маслом. Нетрадиционное для нас блюдо староверы передавали из поколения в поколение. Но таким сложным кушаньем Агафья потчует лишь гостей. Из козьего молока делает творог, из кедровых орехов — молоко и масло. Воду берет только из реки. Для этого ей проходится спускаться по крутому склону.
Этой весной случился ураган — деревья вырывало с корнем. Повредило и заимку Агафьи. Сотрудники заповедника «Хакасский», на территории которого располагается заимка, пять дней пробирались к отшельнице — пилили деревья преграждающие путь, а добравшись, смогли освободить проход к реке. Лыкова верна своим привычкам — каждый день ходит по воду.
Несмотря на скромный быт, Агафья все же пользуется новиками техники. У нее есть спутниковый телефон. Благодаря ему она всегда может сообщить о своих нуждах. Директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий полагается на ее меткие наблюдения. Она лучше любого метеоролога может предсказывать погоду.
Последние новости об Агафье
Агафья ищет себе помощника, точнее помощницу. С мужчинами как-то не сложилось. Ерофей Седой, бывший геолог, был скорее на попечении Агафьи — у него болели ноги, да и к суровой жизни он оказался не настолько приспособлен, как родившаяся в глухой тайге женщина. Когда мужчина скончался, Лыкова снова осталась в одиночестве.
Но кто сможет справиться с тяжелым трудом без благ цивилизации? Ищут соратницу для Агафьи уже несколько лет, но подходящую кандидатуру найти не могут. Важно не только не пить, не курить, не сквернословить, но и чтить старую веру, поэтому выбор кандидатур не велик. А гости Агафьи надолго не задерживаются на заимке — тяготы быта выматывают.
Пока же Агафья в одиночку сражается с медведями. В этом году их просто нашествие, отмечают сотрудники заповедника. Агафья борется с хищниками с помощью петард и молитвы. Последняя — эффективнее, утверждает отшельница.
«Как-то затворница поделилась историей: шла по лесу, а навстречу зверь. Не разойдешься, никуда не денешься! Тогда она принялась молиться. И случилось невероятное: медведь не тронул отшельницу, повернулся и ушел в тайгу», — пишет «Комсомольская правда».
Лыкова первая из неспециалистов узнает о запуске новых отечественных спутников. Дело в том, что ее заимка находится как раз на траектории падения компонентов ракетоносителей запускаемых аппаратов. Поэтому Агафью в первую очередь оповещают о новом запуске, сообщая дату и время. А обломки ракетоносителей позже отшельница находит на территории заимки. Несмотря на настойчивые предупреждения, Лыкова отказалась переселяться в другое место.
Каждый раз перед запуском отшельница ставит крестик вместо подписи на бумаги сотрудников Роскосмоса и говорит: «На все воля Божья». Так произошло и в феврале этого года. Не удивительно, ведь на вопросы Агафья всегда отвечает, что в тайге она не одна, а с Богом. Вдвоем всегда легче.
Самый популярный «таежный тупик» в мире
Попасть к отшельнице в гости мечтают многие. Но строгий отбор отпугивает львиную долю потенциальных гостей. Возникали даже идеи создать туристический маршрут на заимку. Но специалисты быстро охладили пыл организаторов — для Агафьи лишние контакты опасны, как и для неподготовленных к суровым условиям гостей. И все же журналисты и документалисты стремятся войти в состав экспедиции к отшельнице, что собрать «эксклюзив».
Об Агафье Лыковой написано множество книг. Самая известная — «Таежный тупик» Василия Пескова. Он много раз бывал у отшельницы и стал ее другом и доверенным лицом. О семье Лыковых книгу написал Сергей Усик, назвав ее «Исход». Тигрий Дулькейт написал книгу «Лыковы» опираясь на воспоминания отца — руководителя заповедника, где жили старообрядцы.
Агафья оказалась ценным источником информации и для филологов. В 2004 году в свет вышла публикация «Словарь языка Агафьи Лыковой», а в 2011-м «ПолуУстав в ХХI веке (письма Агафьи Лыковой)».
Об отшельнице сняли несколько документальных фильмов. Самые знаменитые — «Агафья» и «Одна дома». А в июне 2023 года состоялась премьера документального фильма с художественным сюжетом «Агафья и Сонечка». Автор ленты поставил своей целью показать не бытовые условия отшельничества, а внутреннюю жизнь староверов.
Интересует русская отшельница и зарубежных авторов. Элизабет Гилберт, создательница нашумевшего романа «Ешь, молись, люби», анонсировала выход книги «Снежный лес», посвященной истории семьи Лыковых. Но публикация откладывает по политическим мотивам: на Западе не хотят «пиарить русских». А отечественные читатели не уверены, что история о семье отшельников из-под пера заокеанской писательницы выйдет мало-мальски стоящей. Отечественные критики предрекли, что в новом творении Гилберт «развесистой клюквы» будет больше, чем ягод во всей тайге.