1. Есть!
Сосательный рефлекс дает возможность новорожденному насытиться уже при первом прикладывании к груди, если у него нет какой-либо серьезной патологии. Проводили эксперимент: по животу мамочки кроха добирается до груди (с огромным трудом, конечно) даже без посторонней помощи.
Споры о том, какой метод кормления — по часам или по требованию — более правильный, не утихают до сих пор. В советские времена родительницы придерживались строгой дисциплины в этом вопросе, сегодня доктора рекомендуют демократичный подход. Однако позволять постоянно «висеть на груди» младенцу все же не стоит. Проверено: быстро отучить от этой привычки точно не получится! К середине первой недели жизни ребенок съедает порядка 200-300 мл молока в сутки, к концу недели объем увеличивается до 400 мл.
«Eсли провести или легко постучать по щеке новорожденного ребенка, то малыш поворачивает голову и начинает производить сосательные движения, — отмечает Светлана Грицун. — Этот рефлекс — показатель здоровой реакции малыша. В норме он ярко выражен до четырехмесячного возраста, а полностью угасает только к трем-четырем годам».
2. Избавляться от лишнего
А-а и пи-пи грудничка — пожалуй, самая обсуждаемая тема среди мамочек. «Моя Анюта как только присасывается к груди, сразу портит подгузник», «А мой Сеня мучается животиком и редко ходит в туалет»… Запомните: в норме ребенок опорожняет животик до пяти раз в сутки, малыши на искусственном вскармливании реже — один-два раза.
До третьего дня после рождения стул у малютки темно-зеленого цвета без запаха. Позже он становится бледно-желтым и приобретает соответствующий аромат. К моменту выписки из роддома детки ходят «по-маленькому» 15-20 раз в сутки. Но это не значит, что их надо упаковывать в подгузники надолго — тело должно дышать.
«Обратите внимание, если малютка писает менее десяти раз в течение дня и ночи, это показатель нехватки грудного молока», — говорит наш эксперт.
Кстати, в мире животных не все детеныши умеют справляться с опорожнением кишечника самостоятельно. Мамы-крысы, например, гладят малышам животик, чтобы у него все получилось.
Читайте также: «Бегает в животе и плачет без слез: 10 удивительных фактов о младенце в утробе»
3. Сообщать о своем состоянии
Первый крик — способ общения ребенка с окружающим миром — должен случиться сразу после того, как он покинет лоно матери. В этот момент расправляются его легкие. Позже плач превращается в «азбуку Морзе» для окружающих, давая сигнал о физическом или психическом дискомфорте малыша. Чем больше времени мама проводит с крохой, тем быстрее она научится распознавать причину беспокойства уже по первым всхлипываниям.
Считается, что чем громче детеныш «заходится», тем активнее развиваются его дыхательная и сердечно-сосудистая системы, запускаются необходимые процессы в коре головного мозга. Правда, речь идет о непродолжительных «концертах».
«Если ребенок долгое время не успокаивается, отмахиваться от ситуации нельзя — нужно обязательно найти причину недовольства. Кстати, слезы у детей появляются только к третьей неделе после рождения», — объясняет доктор.
4. Реагировать на звуки
Удивительно, но ребенок практически с самых первых дней способен отличать человеческий голос от любого другого звука. Мамины нежные слова, доброжелательная интонация успокаивают, нотки недовольства возбуждают, а громкие звуки пугают: в ответ на резкий хлопок или стук малютка выгибается дугой, раскидывает ручки и ножки в стороны и начинает плакать. К третьей неделе малыш обретает навык сосредотачиваться на звуках. Замечали, как он вдруг замирает или перестает агукать? Так карапуз прислушивается. На заметку предлагаем лайфхак от мам беспокойных ребятишек: поставьте у изголовья «ходики», их тиканье напомнит стук маминого сердца и подарит ощущение безмятежности.
«Малыш запоминает звуки, еще находясь в утробе, поэтому классическая музыка, например, которую мама слушала во время беременности, может убаюкать ребенка после родов», — советует Светлана Грицун.
5. Различать предметы
К сожалению, зрение новорожденных не отличается остротой, они видят лишь размытые очертания предметов и лиц. Граница доступности проходит где-то на расстоянии 20-30 см от их глаз, а дальше — туман. Несмотря на это, ребятишки запросто (что не может не удивлять) улавливают мамин или папин взгляд.
«Для развития зрения на самом раннем этапе полезны черно-белые (контрастные), блестящие и красные игрушки желательно овальной формы — они лучше всего привлекают внимание. Засыпать деткам лучше всего при приглушенном свете, поскольку от яркой лампы они начинают возбуждаться и моргать», — советует Грицун.
6. Получать удовольствие
С первых дней жизни малыш четко дает понять, что ему нравится, а что нет. И здесь нет ничего нелогичного для нас, взрослых. От сладкого он непроизвольно улыбается, от соленого и горького гримасничает. Кожа ребенка-грудничка тонкая, поэтому он особенно чувствителен к приятным прикосновениям, поцелуям в животик и легкому массажу. А сколько эмоций вызывает хватание мамы за палец или волосы! Большинство детей при правильно организованной процедуре с удовольствием купаются. И, конечно, редко кто остается равнодушным к теплым родительским рукам. Да, и не бойтесь кроху избаловать: обнимашек много не бывает!
«Важно учесть, что активности и отдых должны чередоваться. Увидели недовольство на личике и сжатые кулачки — останавливайте любые занятия», — предостерегает эксперт.
Какие-то умения обусловлены врожденными инстинктами, какие-то приобретаются со временем. Но и те, и другие особенности развития важно знать, чтобы обеспечивать комфортную среду для младенца и грамотно заботиться о нем.
Что умеет новорожденный по месяцам
1-й месяц. Фиксирует взгляд на ярких предметах и лицах, пытается поднять голову, лежа на животе, осознанно улыбается.
2-й месяц. Следит за движениями предметов, поворачивает голову на звук, реагирует улыбкой на разговор, издает гортанные звуки.
3-й месяц. Сосредоточенно рассматривает предметы, игрушки, упирается ногами и отталкивается, гулит.
4-й месяц. Узнает родителей, смеется, переворачивается со спины на живот, берет игрушку с близкого расстояния, мелкие детали тянет в рот.
5-й месяц. Отличает своих от чужих, начинает разбрасывать игрушки, тянет к маме ручки, чешет десны — прорезываются первые зубки.
6-й месяц. Поворачивается, когда его зовут по имени, понимает, что игрушки издают звуки, сидит, встает на четвереньки, лепечет по слогам.
7-й месяц. С удовольствием общается с близкими, хорошо ползает, произносит повторяющиеся слоги.
8-й месяц. Встает, присаживается, переступает; подражает действиям взрослых; играет в ладушки; говорит короткие слова, показывает предметы.
9-й месяц. Знает имена родных, ходит у опоры, придерживаясь; танцует под музыку, повторяет слова за взрослыми.
10-й месяц. Узнает новые слова, заучивает их, становится попрошайкой — слово «дай» слышится чаще других. По просьбе близких находит и протягивает предмет.
11-й месяц. Уверенно стоит, делает первые шаги. Активно играет в развивающие игры: пирамидку, кубики. Знакомится с животными, различает их звуки.
12-й месяц. Ходит без опоры, участвует в более сложных играх, знает смысл слов «найди», «принеси», «нельзя», «можно»; запоминает имена знакомых детей.
Читайте также: «Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он вашему ребенку»