Доброта не в приоритете
В социуме отношение к доброте всегда было двояким. И действительно, она бывает со знаком плюс и со знаком минус. В первом случае речь идет о желании сделать этот мир лучше и помочь людям, попавшим в беду. В таком виде родители готовы культивировать доброту в детях, тем более что о стакане воды, пусть уже втайне, продолжают мечтать многие мамы и папы. А вот доброта, граничащая с глупостью, в воспитательную программу точно не входит. Если чужие интересы ставить превыше своих, преуспеть в нашем мире не удастся.
Доброта уже давно не числится в списке приоритетных личных качеств, и все же именно она является показателем гармонично развитой личности. Ребенок может стать отзывчивым, чувствительным, готовым прийти на помощь, только если в его жизни были человек или люди, которые его по-настоящему любили, поддерживали и принимали. Когда за плечами есть такой положительный опыт, тогда и возникает потребность отплатить этому миру той же монетой. Есть над чем задуматься, особенно родителям. А еще доброта, которую психологи предпочитают обозначать сейчас термином «эмпатия», помогает достичь успеха в любом коллективе и в межличностных отношениях, потому что отражает высокий уровень эмоционального интеллекта. Главное — правильные установки с детства.
Пустячок, а приятно
Каждому ребенку приятно получать подарки, но знаки внимания бывают еще и нематериальными. Не забывайте учить этому детей. Периодически кладите в карманы их курток или в рюкзак записку с теплыми словами, вечером спрашивайте, как прошел день, а если они очень устали, предлагайте свою помощь. И почаще говорите ребенку вслух, как вы счастливы, что он есть в вашей жизни.
Здоровый подход
Эмпатия бывает разной. Например, чисто инструментальной, когда человек хорошо умеет разбираться в чувствах окружающих и использует этот навык для извлечения личной выгоды. Есть разновидность эмпатии, которая затягивает с головой в переживания другого человека. Вплоть до того, что оказать реальную помощь страдальцу у такого сердобольного бедняги не получается: чужие страдания он проживает как свои. Тоже ничего хорошего. Гораздо адекватнее, когда, умея сопереживать, человек остается собой и не забывает о своих приоритетах. Только так есть шанс сохранить способность размышлять трезво, оценивать потенциальные риски и думать о том, чем конкретно ты можешь помочь. Ведь бездумно «причинять» добро — дело неблагодарное. Это здоровый путь, и такой доброте ребенка можно и нужно обучать.
«Если ты не уверен, не делай! Лучше посоветуйся с родителями, другом или кем-то, кому ты доверяешь» — еще одно жизненное кредо, которое принесет ребенку много пользы в жизни. В том числе в тех ситуациях, когда ему придется решать: помочь данному конкретному человеку или все-таки не стоит.
Залог успеха
Готовность творить добро встроена в нас с самого рождения. Первые проявления эмпатии малыши, как правило, демонстрируют в возрасте от 8 до 10 месяцев. Многим детям нравится кормить с ложечки папу или протягивать бутылочку маме. Пусть на этом этапе они подражают родителям, но суть прекрасно считывают. Утешить страдальца по всем правилам, взять хотя бы расплакавшегося на площадке собрата, ребенок может ближе к 5–6 годам. Но дальше происходят странные вещи. Примерно к 12 годам природная доброта куда-то улетучивается: дети перестают думать о других и полностью переключаются на себя. А дальше под влиянием распространенного в современном обществе нарциссизма проявления эгоизма только усиливаются. Так, современные подростки на 40% меньше склонны проявлять сочувствие и сопереживать друг другу, чем их сверстники, скажем, 30 лет назад. Чтобы этого не случилось с вашим ребенком, начните помогать ему уже сейчас.
6 шагов к разумной доброте
1. Будьте добры с ребенком
Чтобы малыш смог развить в себе чувство эмпатии по отношению к окружающим, вы должны проявлять ее по отношению к нему. Для этого нужно внимательно слушать ребенка, считаться с его потребностями, не подавлять его волю и бережно относиться к его чувствам. Только так получится внушить уверенность в том, что вы всегда готовы принять его таким, какой он есть. Тогда и возникнет чувство, что в целом мир безопасен, а все люди в основной своей массе хорошие. В противном случае мотивация кому-то помогать будет слабой.
2. Проговаривайте чувства
Эмпатия подразумевает умение хорошо ориентироваться в своих чувствах и в чувствах окружающих. Ваша задача — для начала обучить малыша распознавать его собственные эмоции. Больше всего проблем вызывают негативные чувства, поэтому их стоит прорабатывать с особенной тщательностью на повседневной основе. При этом назвать эмоцию — это только полдела. Не забывайте проявлять искреннее участие. Если вы видите, что ребенок расстроился, спросите: «Мне кажется, ты грустишь. Скажи, что я могу сделать, чтобы помочь тебе?» Точно так же следует поступать и в том случае, если малыш сильно разозлился или вы заметили, что ему явно нужна ваша помощь.
3. Ведите диалог
Методика активного слушания помогает родителям лучше понять своего ребенка. Но в одни ворота играть совсем не обязательно: малыша тоже можно обучить ее главным принципам. В основе продуктивного общения лежат три правила. Первое — важно уважать своего оппонента, второе — необходимо больше слушать, чем говорить самому, и третье — нужно всегда стараться понять собеседника. Обучиться сразу трем навыкам поможет упражнение под названием «три да».
Когда встанет необходимость решить очередную проблему, попросите ребенка рассказать вам, что у него на душе. Дайте ему примерно 2–3 минуты. Все это время вы должны слушать его очень внимательно. Вам запрещается перебивать, спорить, высказывать мнение, цокать и закатывать глаза. Когда монолог закончится, вы должны будете убедиться, что поняли ребенка правильно. Для этого нужно будет еще раз сформулировать своими словами его аргументы и выдать их в форме вопросов: «Ты говоришь, что одеваешься в садик медленно, потому что тебе грустно расставаться со мной? Это так?», «Ты бы хотел, чтобы я больше времени проводила с тобой по вечерам, верно?». Как только набирается три положительных ответа, вы меняетесь ролями. Теперь ваша очередь объяснить малышу, почему вы ведете себя именно так, а не иначе. Его задача — услышать вас правильно.
4. Учите спрашивать
Не секрет, что даже самые добрые порывы порой не встречают никакой благодарности, а иногда вызывают полное непонимание и даже неприязнь со стороны потенциального страдальца. А с благими намерениями и вовсе шутить опасно. Однако всех этих неприятностей можно избежать, причем легко. Прежде чем сделать кому-то добро, нужно задать человеку два принципиально важных вопроса «Тебе нужна помощь?» и «Как я могу тебе помочь?». Такой подход не даст попасть впросак и позволит избежать разочарования или обиды. К слову, мудрый принцип «сначала спрашивай, потом делай» окажется полезен ребенку не только в этой ситуации.
5. Рассуждайте здраво
С кошками, собаками и птицами, которых хочется спасти или накормить, на самом деле все предельно ясно. Нужно просто подобрать правильные слова, чтобы донести до ребенка истинное положение вещей: «Кошки, которые живут на улице, сами умеют добывать себе пропитание. Они и до тебя справлялись прекрасно. Но, если ты начнешь кормить их, они привыкнут и станут рассчитывать только на тебя. А вдруг ты уедешь (на дачу, в лагерь, в путешествие)? Нельзя бросать того, кого мы приручили. Готов ли ты кормить эту кошку всю ее жизнь? Готов отказаться от поездок?»
6. Подчеркивайте бонусы
Нет ничего предосудительного в том, чтобы показать ребенку, что иногда добрые дела нам возвращаются. Эта уверенность только усилит его мотивацию. Вы можете рассказывать истории из своей жизни про то, как вы кому-то помогли, а потом этот кто-то помог вам. Не помешает порассуждать в этой связи и о чувстве признательности. Оно ведь тоже нередко порождает в нас искреннее стремление отблагодарить человека, который пришел нам на помощь. В быту будет полезно подчеркивать желаемое поведение ребенка, делая намеки на будущее: «Ты такой молодец: помог сестре найти ее любимую игрушку! Я уверена, когда тебе нужна будет помощь, она вспомнит об этом и поддержит тебя».
Меняем мир к лучшему
Покажите ребенку, что делать добро можно самыми разными способами. Возьмите его с собой, когда поедете отдавать ненужную одежду тем, кто в ней нуждается. Так ему быстрее захочется расстаться со своими старыми игрушками в пользу малышей, у которых их совсем мало. Найдите одинокую бабушку или больного дедушку, которые живут в вашем доме. Решите, что раз в неделю вы будете вместе покупать и приносить им продукты. Повышать гражданскую ответственность тоже просто: наденьте перчатки, возьмите метлы и уберите вместе территорию возле вашего подъезда.
Больше интересных и полезных материалов о воспитании детей — в нашем канале на