Признайтесь честно, кому во взрослой жизни пригодились синусоиды, котангенсы и прочие страшные слова из школьной алгебры? Скорее всего, не многим. Можно, конечно, дойти до крайности и сказать, что без творчества Достоевского тоже вполне спокойно живется. Но одно дело, засыпаться в разговоре на терминах из тригонометрии (да и кто ее вообще обсуждает), а другое дело, не знать автора «Идиота». Все-таки начитанный человек вызывает уважение.
А между тем на эти самые синусоиды было потрачено так много времени, сил и нервов. Стоило ли? Parent.ru узнал у эксперта, какие предметы стоит убрать из обязательной школьной программы, а какие дисциплины нужно добавить.
— Думаю, что существует ряд школьных предметов, которые стоило бы перенести в статус факультативных. Например, музыка, ИЗО, ОБЖ. Изучение этих предметов не дает учащимся практических знаний, необходимых в современном мире. Кроме того, по ним практически невозможно выставлять оценки, так как не существует объективных критериев, которые позволили бы провести градацию по уровню знаний и способностей.
Еще одна дисциплина «технология» — больше половины современных школьников считают ее малоинформативной. А разделять программу предмета на женскую и мужскую, по мнению учащихся, не стоит.
Астрономия вызывает сомнения у почти 40% учеников о пользе полученных знаний в будущей жизни. Этот предмет вполне можно перевести в разряд факультативных занятий для тех школьников, которые по-настоящему заинтересованы в этой области.
В случае с таким предметом, как черчение, значительную роль играют графические и конструкторские способности, которыми школьники обладают в разной степени. Поэтому возможны спорные ситуации при оценке результатов.
В этом году мы провели исследование и выяснили, что 70% учителей считают систему школьного образования устаревшей.
Но в данном случае речь идет не о том, что какие-либо предметы неактуальны или не нужны для сегодняшней жизни. Устарел формат упаковки информации и способ ее донесения до школьников. И это нужно менять.
Например, на уроках ОБЖ в основном ограничиваются лекциями, чтением учебника и выполнением письменных заданий. Если бы этот предмет подкрепляли практикой, он бы нес гораздо большую ценность для учеников. Ведь в будущем они смогли бы применить полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Какие предметы нужно вводить в школах
Сегодня школьной программе не хватает таких предметов, как психология, инновационные технологии, а также цифровая и финансовая грамотность. Это подтверждает и проведенный нами опрос среди учителей.
Для справки, по данным наших исследований, за последний год каждый десятый школьник (11%) хотя бы раз называл CVC-код с банковской карты незнакомым людям. Дети активно пользуются картами, но при этом все чаще становятся жертвами мошенников из-за цифровой и финансовой безграмотности.
Я согласна с мнениями педагогов. Перечисленные предметы в наши дни напрямую влияют как на перспективы ребенка для будущего поступления в вуз и трудоустройства, так и на качество жизни, социализации и адаптации в целом.
Что еще нужно изменить в российских школах
— Абсолютное большинство школ сегодня практикуется непрофильное образование — то есть в равной мере для всех учеников преподают точные, гуманитарные и естественные науки. И это главный недостаток современной системы школьного образования.
Есть школы, где в старших классах ученики могут формировать индивидуальную программу обучения (с определенными заданными ограничениями), но это совсем небольшой процент.
Важно, чтобы у ребенка была возможность персонализировать обучение под себя, исходя из своих запросов и потребностей. В перспективе школы будут брать курс на индивидуальные образовательные траектории, что значительно повысит качество обучения и заинтересованность самих школьников. А сегодня благодаря цифровым образовательным платформам, родители могут вместе с детьми выбирать дополнительные предметы для изучения, тем самым развивая недостающие навыки.
Например, в красноярской университетской гимназии «Универс» старшеклассники в преддверии важного шага — выбора будущей профессии — имеют возможность выстраивать свой учебный план на два года. Поменять выбранную траекторию они могут дважды. Таким образом, ученики посещают только выбранные курсы, а в старшей школе нет постоянных классов, только множество индивидуальных расписаний. Конечно, такой подход требует определенного уровня ответственности со стороны школьников, однако это мотивирует их подходить к выбору предметов осмысленнее.
Система школьного образования последние два года значительно усовершенствовалась. Сегодня школы активно поддерживают смешанный формат обучения, включая в образовательный процесс платформы. Благодаря этому обучение более персонализированное и соответствует индивидуальным запросам ученика.
Школьникам, особенно старшеклассникам, важно предоставить право выбора предметов, которые им наиболее интересны для изучения и соответствуют их будущим планам на профессиональное развитие. Так ученики будут больше и глубже вовлечены в процесс обучения, а в долгосрочной перспективе это отразится как на качестве образования, так и на экономической ценности знаний.
При этом персонализированные программы обучения не означают, что, например, ученикам гуманитарного класса можно вовсе не изучать точные или естественные науки. Обучаясь в профильном классе, ребенку необходимо получить базовые знания по остальным предметам и заложить основу для будущей жизни — это и есть основная цель школы.
Какие навыки важнее привить школьнику
— Есть такое понятие, как hard skills — это профессиональные, технические навыки, которые можно оценить и измерить по объективным критериям. Это, например, знание иностранного языка, умение кодить и программировать, способность решать математические уравнения. Еще один важный термин — soft skills. Это социально-психологические качества, которые универсальны для любой области профессиональной деятельности: эмоциональный интеллект, способность к рефлексии, критическое мышление, адаптивность и др.
На мой взгляд, сегодня на будущий успех ребенка и его удовлетворенность жизнью в большей степени влияют именно soft skills. Они помогают выстраивать отношения, более гибко адаптироваться к изменениям, анализировать свои победы и поражения. Такие навыки нужно развивать и дома, и в школе. Например, когда учитель просит высказать свое мнение по какому-либо вопросу, а потом учит выслушивать другую точку зрения, моделирует ситуации для поиска решений, развивая креативное мышление учеников.
Дома важно обсуждать с ребенком его эмоциональное состояние (это помогает развивать эмоциональный интеллект), разбирать причины неудач (рефлексия), обучать критически относиться к получаемой информации (критическое мышление), особенно публикуемую в соцсетях, проверять ее достоверность в признанных источниках.
Учеба онлайн или вживую?
— Британская компания по оценке образовательных услуг Pearson провела и исследование и выяснила: эффективность обучения в онлайн-школе не ниже, чем в традиционной. Более одаренные дети, которые по темпу обучения способны опережать своих сверстников, благодаря онлайн-платформам могут учиться в максимально комфортном для них ритме, адаптируя программу под свои запросы. Также благодаря обучению онлайн дети становятся более самостоятельными в выполнении заданий и обработке информации, они подходят к процессу подготовки более осознанно и ответственно. Однако тут важную роль играют обратная связь со стороны учителей и вовлеченность родителей в образовательный процесс ребенка.
Сегодня немногие школы предоставляют возможность для обучения детей с ограниченными способностями. С онлайн-платформами эта проблема в большинстве случаев отпадает.
Также при дистанционном обучении педагог с большей вероятностью сможет уделить равное количество внимания всем ученикам, а не только тем, кто «тянет руку» в классе.
Конечно, есть ряд областей, где без живого контакта не обойтись. Например, медицина и педагогика. Однако во многих профессиях вполне возможно получить высокий уровень знаний онлайн.