Практикующий психолог, гештальт-терапевт Ирина Парфенова объясняет, какие фильмы посмотреть, чтобы познакомиться с непростой темой отношений ребенка и матери.
1. «Притворство» (2019)
История о матери с синдромом Мюнхга́узена и ее «тяжелобольной» дочери. Основан на реальных событиях. Хороший пример трудной сепарации. Мать заботится о своей дочери, но забота — это способ удовлетворить свои потребности. Ребенок — смысл жизни. Отношения с мамой — тюрьма для ребенка.
В каждом возрасте у человека есть свои потребности и задачи, и если они удовлетворяются, то формируется ценный навык, который помогает в дальнейшей жизни. Так этап за этапом развивается эмоциональная зрелость. Ребенок нуждается в поддержке двух процессов, которые развиваются параллельно: формировании привязанности и сепарации. Сепарация — это процесс отделения ребенка от матери, а затем и от обоих родителей. В сериале показан пример того, как мать поддерживает привязанность и тормозит процесс сепарации.
В период формирования привязанности ребенок ориентируется на родителей и подстраивается под те условия, которые они ему создают. Это залог его выживания. Здесь родитель идеализирован. Девочка не может с критикой посмотреть на свою мать, оценить адекватность ее поведения. Те условия, в которых она живет, — это норма для неё. Как иначе, она не знает. По мере взросления у девочки появляются новые потребности. Она жаждет общения со сверстниками, задумывается о романтических отношениях.
Родителю здесь важно поддержать ребенка в его любопытстве, позволить исследовать мир без запугивания и угроз, принять ребенка, верить в то, что он хорош такой, какой есть. Когда эти потребности удовлетворены, ребенок учится быть автономным и развивает самоконтроль. Однако в сериале мать не справляется с этими задачами. Мы видим, как девочка оказывается в полной зависимости от своей матери, ее картина мира далека от реальности. Для того, чтобы отделиться от родителя, ей нужно пойти на крайние меры. А когда она оказывается «на свободе», она настолько не приспособлена к жизни, что жизнь возвращает ее в привычную несвободу — в тюрьму.
2. «Энн» (2017)
Перед нами пример нарушения привязанности. У девочки в истории уже есть опыт оставленности: её родители погибли, и она оказалась в приюте. Этот опыт остается отпечатком в ее сознании. Как человеку с травмой привязанности, ей свойственна неуверенность в себе. Её терзают сомнения: «Нужна ли я? Желанна ли я?». Она стремится к близости и испытывает страх отвержения.
Энн проходит путь ретравматизации — когда приемная семья от неё отказывается. И проходит путь исцеления: приемная семья путем проб и ошибок находит подход к девочке и дарит новый опыт отношений, где ее признают своей, показывают ей, что она важна и желанна.
Фильм легализует желание спонтанно выражать свои мысли и при этом быть принятым. Особенно подойдет тем, кто привык сдерживать себя и думать, что все отвернутся, если быть открыто честным с собой и другими. Для тех, кто чувствует себя странным среди людей и борется со страхом, что от него в любой момент могут отказаться. Для тех, у кого сложные отношения с родителями.
3. «Пианистка» (2001)
Фильм про сложные отношения с матерью и трудности сепарации. У героини есть желания, но нет пространства для их реализации. Если в сериале «Притворство» мать токсично-заботливая, то в этом фильме женщина властная, контролирующая и открыто агрессивная.
В фильме хорошо видно, как отношения с матерью влияют на то, как она строит отношения с потенциальным партнером, делая это по садомазохистическому сценарию. Хорошо показан пример дезорганизованной привязанности, которая формируется в результате постоянного запугивания и подавления. Непрекращающиеся конфликты, физическое насилие и взаимные угрозы — привычные спутники героини.
Отношения с матерью лишены стабильности и безопасности. На один и тот же поступок в одном случае она может избить ребенка, в другом — проигнорировать, в третьем — спровоцировать ребенка на тот же поступок. В ответ на двойственность и внутреннюю конфликтность поведения родителя у героини формируется сложное амбивалентное отношение к матери: с одной стороны, она ее любит, а с другой — ненавидит. Одновременно складывается подобное отношение к окружающему миру в целом.
4. «Похороните меня за плинтусом» (2008)
Фильм как иллюстрация семейного насилия. Бабушка не доверяет своей дочери в воспитании своего ребенка. При этом сама же не оказывает уважения к личности мальчика, что проявляется в постоянном унижении, оскорблении, агрессивных высказываниях. Формирует в ребенке негативное отношение к себе и неверие в свои силы.
Для мальчика дом не является безопасным местом, где он может расслабиться. Наоборот, это место, где он чувствует себя несчастным и страдающим. Место, где ему нельзя расслабляться, так как в любой момент нужно будет защищаться от бабушки.
При этом бабушка не берет на себя ответственность за свои действия. Вместо этого она предпочитает переложить ответственность на других. Ребенок, выросший в таких условиях, часто испытывает чувство вины, постоянно сомневается в себе, имеет плохой контакт со своими желаниями, ему сложно доверять другим и строить близкие отношения.
5. «Тоня против всех» (2017)
Фильм на основе реальных событий про американскую фигуристку Тони Хардинг. Мать героини — пример нарциссического родителя. Она требует от своего ребенка результатов, но совершенно не интересуется желаниями и переживаниями своей дочери. Воспринимает дочь как продолжение ее самой. Ребенок предназначен исполнить неосуществленные мечты, желания и фантазии матери. Чтобы заслужить любовь матери, девочка проводит свою жизнь в изнурительных тренировках.
Отношения с матерью фигуристка проецирует на свои отношения с партнером. Главная героиня выходит замуж за человека, который ее бьет, потому что привыкла думать, что не заслуживала лучшего, ведь она привыкла к абьюзивному отношению со стороны близких.
6. «Мамочка» (2014)
Этот фильм Ксавье Долан снимал про самого себя и про свои отношения с матерью. По сюжету героиня, вдова Диана, забирает из интерната сына-подростка, чтобы начать новую жизнь. Но у ее сына Стива есть один недостаток — он подвержен импульсивным вспышкам гнева. Отношения в маленькой семье на грани, пока в доме не появляется скромная заикающаяся соседка Кайла.