Есть у Василия Аксенова замечательный рассказ «Маленький Кит, лакировщик действительности». У героя рассказа неприятности: он не хочет звонить своему начальнику, нервничает, ссорится с женой, и единственная его отрада — маленький сын, которого он зовет Китом. Папа «сбегает» от всех и идет с мальчиком гулять. И постепенно его сжавшаяся в комок душа начинает потихоньку расправлять крылья. Вернувшись с прогулки, папа перед сном высаживает его на горшок, и мальчик требует ему что-нибудь почитать в процессе. Отец берет первую попавшуюся под руку сказку. Этой книгой оказывается история про «Волка и семерых козлят». Мальчик открывает книгу, смотрит картинки и начинает по ним сочинять сказку. «Вот мама коза. Она собирается на работу. А вот козлятки, они весело играют…» Следующей должна быть картинка с волком, и отец невольно сжимается в комок. Он очень не хочет, чтобы улетучилось хорошее настроение сына, не хочет, чтобы в его душе рассеялся тот добрый свет, которым он согревает всех вокруг. Но вот Кит перевернул страницу и продолжил как ни в чем не бывало: «А вот козликин папа. Он пришел с работы и играет с козлятами…» За такое восприятие мира автор и назвал мальчугана «лакировщиком действительности».
Совет №1
Постарайтесь как можно реже оценивать ребенка. Любая, и положительная, и отрицательная оценка губит детский оптимизм. Если вы все время хвалите малыша, он боится, что в следующий раз у него не получится так же хорошо и оценка будет не такой высокой. Критика тоже не способствует развитию ребенка. Так что же делать, если не хвалить и не ругать? Постарайтесь переключать внимание карапуза. Например, когда он придет со своим рисунком, поинтересуйтесь, что там изображено (даже если вы все прекрасно понимаете). После ответа удивитесь: «В самом деле? Я думала это не замок, а обычный дом». Попросите ребенка доказать, что на рисунке именно замок, спросите, кто в нем живет, чем этот персонаж сейчас занимается и т.п. Можно даже сослаться на то, что вы приняли замок за обычный дом, потому что не видно башенок. В этом случае ребенок получит стимул научиться рисовать башенки. Таким образом, с одной стороны, переключается внимание малыша, а с другой стороны, вы создаете у него мотивацию развивать свои способности и дальше.
Совет №2
Помните, что малыш познает мир, учится выражать свои эмоции, управлять своим поведением и т.п. только в общении с другими людьми. Именно общение придает смысл всему тому, что ребенок видит вокруг себя. Это может быть эмоциональное общение, когда ребенок сидит, просто обнявшись с вами. В такие моменты, что очень важно, у малыша появляется доверие к миру. Это может быть и любая совместная деятельность, когда вы рисуете, лепите пельмени, читаете вслух, смотрите мультфильмы и т.д. Главное — помнить, что малыш нуждается в том, чтобы вы разделяли его интересы и чтобы его жизнь с вами была интересной.
Игра — это удивительная деятельность, которая вселяет и развивает оптимизм не только у детей, но и у взрослых. Она тесно связана с воображением. чтобы игра состоялась, нужно научить малыша воображать.
Совет №3
Следующий совет вытекает из предыдущего, он тоже связан с моментами тесного общения. Конечно, малыш будет сталкиваться с разными неудачами — побежал и разбил коленку, хотел слепить снеговика, и не получилось, вышел выступать на утреннике и забыл стишок и т.п. Можно, конечно, ребенка поругать или утешить («Ничего, пройдет» или «Да брось ты этого снеговика-пластилин-кисти» и т.п.). А можно предложить конструктивное решение, например: «Давай вместе вернемся и посмотрим, почему ты споткнулся», «Давай вместе учиться лепить снеговика», «Научи меня лепить шарики, у меня не получается» и т.п. Вы увидите, как моментально высохнут слезы и малыш с удовольствием будет ходить, бегать, лепить разные фигуры, читать стихи и т.п. Более того, при следующей неудаче малыш уже сам будет успокаивать себя: «Ничего, я научусь! И снеговика слеплю, и песенку спою, и домик нарисую».
Совет №4
Учите ребенка фантазировать. Фантазия расширяет границы мира, в котором живет малыш. А еще умение фантазировать является прекрасным средством переживания неудач. Кроме того, именно фантазия и воображение делают ребенка настоящим волшебником. И тогда все становится веселым и интересным: страшное перестает быть страшным, неприятности оказываются преодолимыми, скучное может оказаться занимательным, а ты сам из маленького, слабого и беззащитного превращаешься во всемогущего и всесильного!
Совет №5
Играйте вместе с ребенком. Игра по сравнению с воображением носит более активный характер. И тут надо понять, что играть можно и даже нужно не только с игрушками, что нельзя ограничивать игру определенным, строго закрепленным местом. И не стоит обращать внимания на то, что праздничная скатерть может стать занавесом, а новый чемодан — местом, где можно спрятаться. И, главное, играть — это всегда не только интересно, но и весело. А веселье и радость являются непременными спутниками оптимизма. Так что забудьте о кризисе, мировых проблемах и житейских неприятностях, и посмотрите на мир глазами своего ребенка. Станьте вместе с ним оптимистами… хоть на время!
Больше интересных и полезных материалов о детском воспитании — в нашем канале на